Томские парашютисты готовятся к пожароопасному сезону

_DSC0912
Повторная проверка экипировки – уже после взлета

Прыгнуть с парашютом – мечта. Подняться в небо и сигануть из открытого люка в неизвестность, пережить взрыв эмоций, увидеть мир по-новому и, приземлившись, почувствовать себя хозяином своей судьбы. Но то, что для одних экстрим, для других – рабочие будни. Парашютисты Томской авиабазы трепета перед прыжками не испытывают, да и в полете им не до красот: на земле, как правило, их ждет не обмен впечатлениями, а долгая и изнурительная борьба с огненной стихией.

Пилот самолета демонстрировал свое мастерство не только в воздухе, но и на земле. Он так лихо развернул аппарат на 180 градусов, что позавидовали бы и квалифицированные стритрейсеры
Пилот самолета демонстрировал свое мастерство не только в воздухе, но и на земле. Он так лихо развернул аппарат на 180 градусов, что позавидовали бы и квалифицированные стритрейсеры

Идеальные условия

Дорога до аэропорта в Головине испытывает на прочность подвеску автомобиля и нервы водителя. Но постоянную тряску перестаешь замечать, как только в поле зрения оказываются первые припаркованные самолеты. В тебе просыпается мальчишка, который клеил с упоением авиационные модельки.

Особняком стоит зеленый Ан-2, в народе «Аннушка» или «кукурузник» (это прозвище он получил в наследство от По-2).

– Погода сегодня идеальная, – уверенно заявляет старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы Томской авиабазы Денис Марков. – Ветра почти нет, ясно, приземляться ребятам предстоит на снег – мягкая посадка.

Прыжки – заключительная часть сборов. Позади лекции, экзамены на знание правил безопасности прыжков и тушения лесных пожаров. Новичков среди 63 томичей, проходящих аттестацию, нет.

Внутри «кукурузника» совсем не так, как в комфортных боингах: только выглянешь в иллюминатор – и голова кружится. Но это с непривычки, бывалых не смутить даже открытым люком
Внутри «кукурузника» совсем не так, как в комфортных боингах: только выглянешь в иллюминатор – и голова кружится. Но это с непривычки, бывалых не смутить даже открытым люком

Человека не заменишь

В одноэтажном здании рядом со взлетной полосой готовится первая группа парашютистов. За плечами – рюкзаки, каждый проходит проверку. Для непосвященных это выглядит так: один мужчина подходит к другому, похлопывает по лямкам, дергает рюкзак и переходит к следующему.

– Сначала проверяем подвесную систему, – охотно поясняет парашютист из второй группы, – затем – взведен ли страховочный прибор, в порядке ли двухконусный замок, который не дает парашюту раскрыться раньше времени.

Каждая мелочь проверяется и перепроверяется на много раз. Первые парашютисты уже загрузились в самолет, а Денис Марков перекрикивает двигатели:

– Выпускающий самолет проверил?!

Ответ утвердительный. Самолет с первой группой людей легко отрывается от земли и набирает высоту. Сегодня парашютисты прыгают с тысячи метров.

– Первым начинает гореть Томский район, примерно 14–20 апреля, – заместитель начальника по летно-производственной службе ОГСБУ «Томская авиабаза» Сергей Федоров рассказывает о начале пожароопасного сезона. – В это время оттаивают поля, начинаются сельскохозяйственные палы. Самый горящий район – Верхнекетский. Там обильная лесорастительность, да и люди ответственным поведением в лесу особо не отличаются.

– Туристы?

– Нет, не туристы. Скорее, охотники.

В повседневной жизни у нас уже вовсю используются беспилотники. Управляемые дроны даже пиццу разносят по всем правилам, но без парашютистов-пожарных не обойтись.

– До некоторых удаленных мест дистанционно-управляемая техника просто не добирается. Она не может слишком далеко улетать от пункта управления, ей банально не хватает радиуса действия, – поясняет Сергей.

Тем временем «кукурузник» достиг нужной высоты, и пилот связался по рации с командным пунктом. Короткий диалог – и первая пара парашютистов уже в воздухе. По мере приземления инструкторы отдают команды по громкоговорителю: «Подтянуть стропы!» Ну или отпустить.

Вторая группа времени не теряет, проводит наземную подготовку. Вместо люка самолета – дверной проем.

– Пошел! – командует выпускающий, и очередной парашютист, отталкиваясь, выпрыгивает из проема группируясь.

Остальные ждут своей очереди, меланхолично наблюдая за товарищами.

Как за хлебом сходить

Житель Верхнекетского района Игорь Князев уже больше 20 лет борется с огнем с воздуха. В наш регион попал по распределению после Пензенского лесного техникума.

– Я должен был работать летчиком-наблюдателем, но пошел на курсы десантников, потом – парашютистов. Это дело оказалось мне больше по нраву, – вспоминает он.

О работе Князев рассказывает обыденным тоном, как будто не с пожарами борется, рискуя жизнью, а в магазин за хлебом ходит.

– Прыгнули, приземлились, собрали купола и начинаем работать по пожару, – улыбается Игорь. – Если большой пожар, то цель – обрезать его, не пустить дальше. Если есть возможность справиться своими силами, берем в кольцо и тушим. За столько лет все вылеты как-то смешались. Это просто работа.

По прогнозам пожарных-парашютистов, грядущий сезон останется в пределах средней «горимости», но июнь будет жарким и не даст им расслабиться.

Гудок, крик выпускающего «Пошел!» – и очередной парашютист покидает салон самолета
Гудок, крик выпускающего
«Пошел!» – и очередной парашютист покидает салон самолета

ЦИФРА

132 лесных пожара возникло на территории Томской области в 2015 году.

ЦИФРА

16 млн гектаров лесных угодий Томской области попадают в зону действия авиалесоохраны.

DSC_0464

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =