Еще четверть века назад специально обученных спасателей в России не было. Людей, попавших в беду при наводнениях, пожарах, стихийных бедствиях, спасали все, кто был рядом, а также армия, милиция, пожарная охрана, железнодорожные части. После трагедий Чернобыля и Спитака в стране возникла необходимость в корпусе специалистов, способных профессионально оказывать помощь в природных и техногенных катастрофах. Ныне МЧС – одна из самых известных силовых служб в России. На счету ее сотрудников – спецоперации в разных частях планеты и тысячи спасенных людей. Это их работа. Но спасателем и даже ангелом-хранителем можно стать и по велению сердца. Волонтеры из Томского регионального отделения Россоюзспаса помогают людям в беде добровольно.
Мы все немного похожи
Гостей из молодежного отряда поисково-спасательного отделения в редакции пришлось ждать долго: ребятам трудно найти свободное время в напряженном расписании спасательных операций, тренировок и других мероприятий. Но окошко нашлось, и трое молодых людей в форме с шевронами и нашивками Россоюзспаса обстоятельно и просто рассказали о сложном.
– Российский союз спасателей создан 11 лет назад по инициативе Сергея Шойгу и сенатора Юрия Воробьева, – немного волнуясь, говорит Елена Михеева. – Цель была простой и благородной – помогать нашим старшим товарищам из МЧС в защите и спасении населения. Мы не тушим пожары, не ликвидируем самостоятельно аварии в случаях разлива углеводородов. Этой работой занимаются профессиональные структуры. Нам не нужно мощное специализированное оснащение, но работе с таким оборудованием мы учимся, потому что многое должны уметь: от оказания первой помощи до использования разнообразных современных средств связи. Помимо крупных аварий и катастроф есть множество житейских бед, где наша помощь очень нужна: поиск потерявшихся людей, бытовые неприятности, спасение животных, предупреждение и оцепление зон ЧС.
Участие в организации добровольное. В Россоюзспасе люди разных возрастов, занятий и интересов. Но тем, кто готовит себя к профессии спасателя, опыт работы в поле с младых ногтей очень полезен. В структуре отряда есть детское крыло «Школа безопасности» и студенческий корпус спасателей.
– Нас примерно 160 человек взрослых и столько же детей, – продолжает Елена Михеева. – После обучения все работают по избранным направлениям в силу своих возможностей и способностей. Помочь могут даже люди с ограниченными физическими возможностями – они могут координировать действия по телефону… Мы все немного похожи. Восприятием чужой беды как своей, активной жизненной позицией и мечтой о времени, в котором у людей будет меньше бед. И девиз у нас простой: чем реже случаются ЧС, тем лучше.
Научить и предупредить
– Томское отделение союза спасателей в последние годы активно структурно и технически развивается, – говорит волонтер Яков Мельчаков. – Созданы кинологическое и поисково-спасательное отделения. Прогрессирует «Школа безопасности», она недавно вышла на международный уровень.
Недавно делегация воспитанников дома детства и юношества «Кедр» вернулась из немецкого города Марбурга, где находилась в рамках международного культурного обмена. Юные томичи и THW-Jugend (Германия) познакомились с оснащением службы спасения земли Гессен, провели занятия в смешанных российско-германских составах по спасению пострадавших из завала, эвакуации пострадавшего из высотного строения, тушению пожара на тренировочных площадках и полигонах. Томичам показали технические средства для поиска и спасения пострадавших, специалисты провели для гостей из России практические занятия – ребята смогли поработать с различным оборудованием.
– По оснащенности мы уступаем, но немецкие коллеги серьезно завидуют нашим навыкам и знаниям, – считает Яков Мельчаков.
– Одно из самых важных направлений – профилактическая работа с учащимися школ области, – подключается к разговору кинолог Дмитрий Декин. – Заявок много, и мы обязательно едем. Из последних – школа «Эврика-развитие», поселок Мирный (там есть даже кадетский класс МЧС), школа № 37. В Зоркальцеве Томского района провели для ребят познавательную игру. Школьники посещали импровизированные станции и отвечали на вопросы: как вести себя, если входную дверь пытается открыть незнакомец, как реагировать при нападении собаки, можно ли брать конфеты у незнакомых людей.
Ответы школьников немного удивили спасателей: от незнакомцев нужно отбиваться холодным оружием, при нападении собаки – падать на спину и махать руками и ногами, а брать конфеты у прохожих вполне можно: «смотря какая конфета».
– Объясняем школьникам их ошибки и советуем обращаться за помощью в полицию, но никогда не шутить со звонками в спецслужбы, – продолжает Дмитрий Декин. – Рекомендуем разработать в семье систему дверного стука, чтобы понимать, что идет свой человек. Мне, кинологу, пришлось убеждать, что нужно бояться собак. Животные в любом случае непредсказуемы. Если собака может напасть – встаньте, замрите, не надо смотреть ей в глаза, нельзя провоцировать пса резким движением и показывать, что боишься. Обязательно демонстрируем детям навыки оказания первой помощи и реанимации, при этом всегда говорим: «Надеемся, вам эти навыки никогда в жизни не пригодятся, но знать это обязательно нужно, чтобы помочь человеку, попавшему в беду».
Искать и не сдаваться
Самые неприятные случаи – поиски людей. На них формирования спасателей выезжают в полном составе. С июля по октябрь периодически теряются грибники. В этом году ребята из Россоюзспаса работали на 51-м км трассы Томск – Мариинск. Отец с дочерью поехали за грибами, отец потерялся. Искали ночь, нашли утром. У него случился инсульт, упал буквально в 100 метрах от трассы. Успели, жив.
Страшный враг – алкоголь. Частый сюжет: выпили, заблудились и не могут понять, где находятся. Как правило, все грибники-ягодники беспечны. Уже осенью в районе 86-го квартала потерялись две женщины с ребенком. С собой у них не было ни спичек, ни теплой одежды, ни воды. Но хотя бы смогли найти место с устойчивой связью и объяснить, что находятся рядом с газопроводом.
– На встречах с жителями Томской области советуем: вы хотя бы горсть карамелек и зажигалку возьмите, – поясняет Дмитрий Декин. – Недавно мужчина средних лет блуждал в Кускове трое суток, нашли, живой. Что помогло? Запас еды, спички, теплая куртка и отчаянное желание выжить. Каждый случай индивидуален. Были и такие, кто проводил в лесу несколько дней и реагировал на поиск с недоумением: что, мол, панику подняли. А были и такие, кто заблудился на полсуток, но от страха впал в ступор.
Очень хорошо ведет себя старшее поколение. Они знают, что делать. У спасателей есть даже устойчивое ощущение, что старушкам проще выжить в лесу, чем молодым людям.
Пару лет назад спасатели даже попросили 94-летнюю бабушку прочитать курс о выживании в лесу. Она пошла за ягодой, лес знала, но все же заблудилась. Устала, но понимала: если сядет на пенек, то больше не встанет. Стала потихоньку ходить вокруг пенька. Наклониться к воде тоже не могла. Опускала рукав кофты в лужу и сосала влагу. Когда ее нашли, то она прекрасно себя чувствовала и была в хорошем настроении.
Очень часто попадают в неприятную ситуацию те, кто считает себя охотником-рыбаком. Они думают, что хорошо знают природную среду, но… теряются, переворачивается в лодке, застревают в болотинах.
Зато как радостно, когда человек спасен, найден тот, кто заблудился, ребенок не пострадал. Конечно, приятна и награда для отличившихся добровольных спасателей или их детских помощников медалью «За мужество в спасении». Но больше трогают сердца бесхитростные слова благодарности спасенных людей. Так и произошло в конце нашего разговора: сотрудница «ТН» сердечно поблагодарила всех томских спасателей в лице наших гостей за оперативное спасение своей престарелой матушки. У той сломался дверной замок, это могло стать серьезной угрозой для жизни человека.
Легко ли стать настоящим спасателем? Ответ лежит в нравственной плоскости. Все зависит от душевных сил и мужества. Не каждый хочет и способен, рискуя собой, спасти жизнь попавшему в беду человеку.