Томские знатоки доросли до проведения этапа кубка России по спортивному «Что? Где? Когда?»

«Что? Где? Когда?» – это мощное интеллектуальное движение, в котором участвуют свыше 16 тыс. человек на всех континентах. Везде, куда доехала советская эмиграция, играют в спортивную версию ЧГК. Что уж говорить о городах российских: только в Томске постоянно сражаются 39 команд. О жизни томского знатока рассказал игрок команды «Аномалия» Дмитрий Спицко.

Не боги горшки обжигают

– Вопреки распространенному мнению, ботаники в ЧГК не играют. Тут необходимо неординарно мыслить. А они предпочитают действовать в лоб по заезженным алгоритмам… Вопросы в «Что? Где? Когда?» построены так, что необходимости в глубоких познаниях чего-либо нет. Нужно лишь ассоциативное мышление и минимальный набор общих знаний, вроде как звали космонавта Гагарина. Конечно, в первой же игре не удастся ответить на 34 вопроса из 36, как это делают лучшие команды, но хоть на что-то вы ответ все равно найдете. И пусть соседняя команда дала в два раза больше правильных ответов, но вы сами додумали свои варианты, отобрали их из кучи неправильных и рискнули, написав на бумажке. И чувство после оглашения ответа, когда понимаешь, что ответил правильно, стоит куда больше первой строчки в рейтинге.

Внимание, вопрос!

– Некоторые вопросы «сливать» обидно, а иногда совершенно спокойно относишься к проигрышу. Я разделяю вопросы по фразе, которую хочется выкрикнуть после озвучивания правильного ответа: «Красиво! Отличный вопрос!» Прослеживаемая логика, достаточно уточняющих фактов, отсутствие лобовой подсказки и необходимости в каком-то конкретном факте… А вот вопросы на прямое знание не люблю. Был у нас такой, в котором все сводилось к имени летчика, приземлившегося в разгар холодной войны на Красной площади. До этого факта мы без проблем докрутили, но назвать его имя не смогли.

Стратегия игры

– Все члены нашей команды учатся на факультете информатики, и только Соня Горбунова – филолог. Поэтому у нас родилась стратегия раскручивания вопросов, которую мы называем «бредологией». Суть в том, что Соня как единственный гуманитарий выдает ассоциативный ряд на вопрос, выполняя функцию «бредогенератора», из которого Женя Мамаева отбирает более-менее логичные версии. А многоопытный капитан Яна Чайка отбирает версии из ассоциативного ряда, берет вопросы «нахрапом», поднимает «свечки» (уже попадавшиеся на других играх вопросы). На мне, в основном, логико-ассоциативные вопросы. Если есть намек на какое-то расхожее выражение или цитату, то выхожу на него я. Также мне чаще всех удается брать вопрос сходу, еще при чтении. И иногда помогает мой запас абсолютно бесполезных фактов, собранный в детских энциклопедиях «Все обо всем» и почему-то отпечатавшихся в мозгу.

Справка «ТВ»

Основное отличие спортивной версии ЧГК от телевизионной – одновременная игра большого количества команд. Это вносит свои коррективы в традиционный формат игры: ответы даются на специальных бланках, поэтому к стандартной минуте у знатока-спортсмена есть дополнительные 10 секунд – чтобы вписать ответ.

Международная ассоциация клубов объединяет почти 100 ЧГК-клубов из 16 стран. Томский клуб интеллектуальных игр (ТКИИ) в эту сотню не входит – он является неформальным объединением, созданным пять лет назад местными любителями интеллектуальных забав. Несмотря на неофициальный статус, ТКИИ провел пять городских чемпионата по ЧГК, «Своей игре», Брейн-рингу и три интеллектуальных фестиваля «Сибирские Афины». «Афины» этого года собрали участников из семи сибирских городов, что позволило придать этому турниру статус этапа Кубка России.

«Аномалия» играет брейн-ринг на «Сибирских Афинах»

 

Дмитрий Спицко начал играть в ЧГК еще в школе. Сейчас он учится на факультете информатики ТГУ, играет на четырех гитарах, флейте, губной гармошке и пишет программы для всего, что «умнее сковородки, но глупее компьютера»

ФОТО: Максим КУЗЬМИН, ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ДМИТРИЯ СПИЦКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =