Томский правозащитник Борис Крейндель увез из России семью и два инсульта

Борис Крейндель исчез с томского политического горизонта стремительно. Вот только что его колоритная фигура мелькала на трибунах, а низкий голос клеймил сталинскую диктатуру и террор. И вдруг самый, пожалуй, резкий в своих высказываниях томский правозащитник как в воду канул. Ни слуху ни духу. Причина столь внезапного залегания на дно оказалась более чем уважительной. Борис Максович, и без того имевший массу идеологических противников, взялся защищать права новосибирских цыган, чьи дома были подожжены из-за подозрения в торговле наркотиками. Это понравилось далеко не всем. В результате посыпались угрозы не только в его адрес, но и в адрес дочери. Крейндель был вынужден уехать.

Спустя почти семь лет Борис Максович столь же неожиданно объявился. Электронное письмо содержало лаконичное сообщение: «Живу в США».

Об остальном Борис Крейндель рассказывает сам.

Уехали стремительно

– Первые полгода после скоропостижного отъезда из Томска мы с дочкой скитались по Москве. Я работал, заканчивал мониторинг для Европейского центра защиты прав ромов (цыган), оформлял загранпаспорта для семьи – было понятно, что в России нам не жить… В сентябре мы уехали туристами в Турцию, имея в карманах обратные билеты, а оттуда сразу в США. До февраля 2007-го учил язык и искал работу. Потом три года работал… И вот уже в течение двух лет на инвалидности: врачи нашли два перенесенных инсульта.

 Устроились нормально

– Квартиру сначала арендовали по коммерческим ценам, а затем получили льготную муниципальную по возрасту, обслуживание и содержание которой вдвое дешевле, что очень приятно. Соседи у нас весьма доброжелательные. Белочки заглядывают перекусить, как будто по расписанию, заходят в дом, позволяют себя гладить… Выписываем русскоязычную газету и три журнала. Я консультирую беженца из Москвы, лишенного российского паспорта и едва добившегося освобождения из тюрьмы. Он сейчас в США, семья еще в Москве.

Самое главное – дочь жива! В Томске ее обещали «похоронить» еще в 2006-м… Возится с котом-томичом, который у нас заболел, и доктора хотели его усыпить. Но она не согласилась.

Особенности американской жизни

– Здесь никто не спросит о национальности, цветом кожи интересуются лишь для учета, что специально оговаривается в любой анкете. Если вы говорите, что вы из России, значит, вы русский, а не турок или афроамериканец. Точно так же не спросят здесь о религиозных предпочтениях… Новый год почти не заметен, широко празднуется Рождество Христово. Совершенно не известен Международный женский день 8 Марта, как и его основательница Клара Цеткин.

Пышно цветут всевозможные конфессии. На словах одна другую разве что не кушает, но не более чем на словах и неофициально. Высказывания чиновников, священников, журналистов тщательно анализируются, и чуть что – отставка! Спасает разве что публичное признание ошибки и принесение извинений. Аналогичная ситуация с сексуальными ориентациями. Если вам не нравится сосед или сослуживец, вас никто не принуждает терпеть его, при этом никто никогда не позволит сказать ему об этом.

Вот так и переходим от одной жизни к другой…

ДОСЬЕ «ТН»

Борис Крейндель родился в Томской области в 1948 году. Окончил ТГПИ, работал преподавателем, электромонтером, слесарем КИПиА, инженером-электроником. С 1993 по 2006 год – в правозащите. Несколько лет был членом совета Томского общества «Мемориал». Работал с «Международной амнистией», Московской Хельсинкской группой, входил в коалицию «За демократическую АГС» (АГС – альтернативная гражданская служба. – Прим. ред.), возглавлял областную комиссию по правам человека и антифашистский комитет, был региональным координатором проекта ООН «Права человека в современном мире». С 2006 года – в эмиграции (США).

Кстати

Инвалиды в США

Получить статус инвалида очень трудно, люди продолжают работать даже на протезах и в колясках. Но какое им внимание! Специальные кабинки с поручнями в каждом туалете, телефон-автомат на уровне коляски в гостинице. Уход на дому предоставляется на несколько часов в день, доставка горячих обедов силами волонтеров. В магазине, в больнице инвалидная коляска всегда наготове. И пособие такое, что позволяет достойно жить. В 62 года ставят в очередь на государственную квартиру. Я ждал всего полгода. Лампочку ввернуть не дадут, персонал сделает это в тот же день…

2 мысли о “Томский правозащитник Борис Крейндель увез из России семью и два инсульта”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 1 =