Алина Колпакова
Фото автора
«Формула-1» – самые популярные в мире кольцевые автогонки. Чемпионат мира в этом классе, который называют королевским, проводится каждый год и состоит из пары десятков отдельных этапов, имеющих статус Гран-при. На каждый из этапов собираются сотни тысяч зрителей, а телетрансляции смотрят десятки миллионов по всему миру. Один из этапов второй год подряд прошел в России – в Сочи на трассе в Олимпийском парке. В этом году среди тех, кто обеспечивал работу «Сочи Автодрома» и сопутствующих площадок в рамках гоночного уикенда 8–11 октября, были 24 студента ТГУ. Среди них – практикантка «Томских новостей» Алина Колпакова. Она во всех красках рассказывает о том, как это было.
Волшебная история
На территории олимпийского парка, где проходили зимние Олимпийские игры – 2014, специально для проведения одного из этапов Гран-при «Формулы-1» построили автодром. Кроме непосредственно трассы там находится много других объектов, в том числе фуд-корты, которыми руководит компания «Волшебные истории». Она и направила заявку на набор работников в разные города. На нее откликнулся Томский государственный университет и собрал сервисный отряд. Так мы и отправились перевоплощаться в кассиров, бэк-кассиров, поваров и разнорабочих. Кто-то полетел навстречу приключениям на самолете, кто-то выбрал 85-часовое путешествие на поезде.
Для болельщиков в центре внимания была, конечно, «Формула-1». Свободные заезды, квалификация, гонка… Победителем Гран-при России во второй раз стал британский пилот Льюис Хэмилтон, а россиянин Даниил Квят стал пятым. Однако сама гонка продолжалась всего пару часов, а мероприятия в рамках Гран-при – несколько дней. И обеды, а также завтраки с ужинами для почти 150 тыс. участников и болельщиков никто не отменял.
На территории парка расположено очень много точек питания. В основном это фастфуд. И люди вынуждены пользоваться услугами фуд-кортов, потому что питание и напитки через контрольно-пропускные пункты «Сочи- Автодрома» проносить нельзя.
Перед отправкой
Нас нельзя было назвать волонтерами. С одной стороны, мы добирались до Сочи за свой счет (хотя некоторым помогали факультеты ТГУ), с другой – какие-то деньги мы все-таки заработали. Я покупала билет на поезд со скидкой 30% на боковые верхние места – не самый лучший вариант для поездки длиной в 3,5 дня. Но, когда перед студентами встает вопрос о деньгах, они по наитию выбирают самый бюджетный вариант из имеющихся. Билеты мне обошлись в 7,5 тыс. рублей.
Нам было необходимо получить санитарные книжки. Для этого – посетить лекции по санитарному минимуму и гигиене, пройти череду врачебных обследований, обязательных для работы в общепите, и в итоге аттестоваться в соответствии с санитарными требованиями. На это ушло еще 2,5 тыс. рублей.
Вещи собраны, пора отчаливать. Было сложно угадать, как одеваться. Ведь в Сочи в начале октября бархатный сезон, а у нас как раз первый снежок прошел. И ехать предстояло через полстраны. Большую часть пути погода практически не отличалась от томской. Ощутимо теплее стало только в Ростове.
Как все начиналось
Прошло всего несколько недель, а уже очень трудно вспомнить каждый день в отдельности. Ну, понятно, неделя в пути, но что мы делали в Сочи две недели, если гоночный уикенд длится всего четыре дня?
Самое первое и самое важное в первый день – получение аккредитации. Для каждого посетителя олимпийского парка это необходимый документ, который на время становится важнее паспорта. Там указывается, какие объекты разрешено посещать. Например, на главную трибуну пускали только волонтеров, охранников и болельщиков.
Потом мы слушали инструктаж из уст нашего главного менеджера. Было жарко. Мы долго сидели под солнцем, у многих обгорела кожа. Некоторые при первой возможности отправились на море.
Во второй день нас распределили по точкам питания (хот-дог, шаурма, багет, гриль), сказали, где что находится, и быстро обучили готовить пищу и работать с кассой. Мы подготовили рабочие места, вымыли оборудование, расставили напитки и еду в холодильники, наклеили необходимые по санитарным требованиям таблички.
Нам выдали форму. Никто не был ею доволен, потому что мы были похожи на цыплят: желтые футболки, оранжевые козырьки и фартук. Но работать в другой одежде было запрещено.
Оказалось, что это невероятно ответственная работа. У нас ассортимент был распределен по точкам питания, и мне трудно представить, как кассиры других организаций ориентируются во всем обилии наименований.
Кухня изнутри
7 октября начали приезжать болельщики. Они гуляли мимо наших шатров и покупали еду. Было приятно и одновременно страшно стоять возле кассы. Вдруг не так чек отобьешь, вдруг сдачи дашь больше или меньше, чем нужно.
Я продавала хот-доги. Система обслуживания была простой: клиент говорит, что хочет, или спрашивает разницу между похожими хот-догами. Мы вводим его в курс дела, переспрашиваем заказ, он уточняет. Бэк-кассир приносит весь заказ или говорит поварам, что еще нужно приготовить. Мы были заранее подготовлены к огромному количеству людей. Бэк-кассир обращался к поварам только в крайнем случае, например, когда покупатели просили сделать хот-дог совсем без соуса для ребенка. Кассир вообще не должен был отходить от кассы, а бэк-кассир столько раз бегал туда-сюда, что даже не счесть. Получился урок физкультуры продолжительностью 12 часов. У нас были перерывы на обед, но на кассе из четырех действующих пар (кассир и бэк-кассир) должно было оставаться две.
Ожидания и реальность
Когда я уезжала из Томска, то мечтала посмотреть заезды хотя бы краем глаза, но времени на это не осталось. Конечно, во время заездов проходимость небольшая, но мы все равно должны были находиться на своем рабочем месте. Но возможность получить пропуск на главную трибуну была, и несколько ребят сходили на трассу, поглазели вживую на высочайшую скорость, самые современные гоночные машины, вкусили атмосферу «Формулы-1».
Гостиница, в которой мы жили, находилась в получасе ходьбы от Олимпийского парка. Поэтому утром и вечером у нас были такие пешие прогулки по Адлеру. Можно было ездить на автобусе, но он ходит редко. Да и нам очень нравилось бродить по местным улочкам, заглядывть в какие-нибудь местные магазинчики, покупать сувениры. Единственная неприятность – постоянный сильный морской ветер, иногда с дождем. Опытные подготовились: куртка, зонтик, дождевик, непромокаемая обувь. А остальным приходилось мерзнуть и жалобно выпрашивать теплую кофту у других.
Суровая погода не способна напугать сибиряков: мы ходили на море, соревновались в метании камней. Наши вечера зачастую были насыщенными. Мы встречались с ребятами из других городов, пели песни под гитару у костра возле моря. Да, было трудно встать утром на работу, но нужно было ловить момент.
Я ехала с мыслью, что буду объедаться дешевыми фруктами. Ничего подобного, фрукты там такие же, как и у нас в Томске, а цены иногда даже выше. Зато на рынке большое разнообразие чурчхелы – кавказского лакомства.
Не в деньгах
После нашего возвращения в Томск родственники, друзья и знакомые закидали вопросами. Все жаждали впечатлений и почему-то думали, что мы ездили в первую очередь отдыхать. А потом удивлялись, почему мы отправились в такую даль работать за копейки. Нам должны заплатить в среднем 5–7 тысяч через две недели после возвращения. Но мы ехали, конечно, не ради денег. Многие потратили куда больше, чем заработали. Но и получили много – эмоции, знакомства, особая атмосфера!
Я уверена, что никто из нашей команды не пожалел о такой командировке, несмотря на множество не очень приятных нюансов, с которыми пришлось столкнуться. И некоторые уже думают о поездке на очередной этап «Формулы-1» в Сочи, который запланирован на апрель – май 2016 года.