Томского студента наградили медалью им. Альфреда Нобеля

Свою медаль Андрей Мостовщиков, магистрант второго года обучения Института физики высоких технологий ТПУ, получил по почте: аккуратный сверток, бархатная коробочка, сопроводительные документы – все как положено. Наградили молодого ученого в Российской академии естествознания за вклад в развитие изобретательства.

Андрей приехал учиться в Томск из Петропавловска, небольшого города на севере Казахстана. Его, как и всех первокурсников, сначала ошарашил университет: свобода, самостоятельность… Но парень быстро включился в процесс и понял, что у него остается слишком много свободного времени.

«Все мои друзья очень далеки от науки. Да о науке мы никогда и не говорим, у нас есть другие темы для разговоров. А когда спрашивают, чем я занимаюсь, обычно кидаю ссылочку».

У нас такая система в ТПУ: каждый студент с 3-го курса должен заниматься научной работой? – объясняет Мостовщиков. – Без этого диплома не напишешь и зачетов не получишь. И я подумал, зачем ждать, когда можно начать уже сейчас: и время, и интерес у меня были.

Грани кристалла

Молодой ученый занимается изучением нанопорошков уже пятый год. Когда-то ему как физику дали изучать физические свойства этих мелких частиц. Андрей их сжигал, измерял их сопротивление, определял магнитные и электрические свойства… И неожиданно для себя стал участником гранта «Глобальная энергия».

Я был соисполнителем, – вспоминает Андрей, – это было в самом конце 1-го курса. Меня включили в программу в качестве поощрения за рвение. И это сработало: я начал плотнее заниматься научными изысканиями, делать публикации и выступать на конференциях.

Потом Андрей собрал большую корзину разного рода наград: медаль от РАН, победа в конкурсе «У.М.Н.И.К.», стипендия президента РФ, премия Томской области, звание лучшего студента ТПУ… И если, только увлекшись наукой, Андрей занимался разными вещами, то теперь точно знает, что ему интересно: выращивать кристаллы из нанопорошков.

Порошок сжигается, – рассказывает Андрей, – или, говоря по-научному, окисляется. И в процессе окисления происходит нарастание кристалла. Применяют их в микроэлектронике: делают подложки для микросхем. Например, нитрид алюминия обладает хорошей теплопроводностью и предохраняет детали от перегрева.

Два часа на науку

Несмотря на солидный список публикаций (у Мостовщикова 10 ВАКовских и три международные научные публикации) и увлеченность наукой, Андрей совсем не отличник. Более того, в его зачетке красуются несколько троек. Мостовщиков занимается только тем, что ему интересно.

Если правильно поставить процесс, – смеется обладатель нобелевской медали, – то заниматься наукой можно два-три часа в сутки. Я имею в виду фазу активного делания руками: например, работа в лаборатории. А во все остальное время можно заниматься другими делами. При этом мыслительный процесс, конечно, не прекращается. Можно смотреть кино, читать любимого Чехова, играть на гитаре и одновременно совершать научные открытия.

 

Андрей Мостовщиков – обладатель пяти патентов: один закрепляет состав термитного топлива, три связаны с микрокристаллами (создание нитрида алюминия и его микрокристаллов, а также газопоглотителя из титана), а пятое свидетельство выдано на топливный брикет на основе нанопорошков

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНДРЕЯ МОСТОВЩИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =