Сейчас в коридорах Томской таможни тихо и немноголюдно. А в прежние годы здесь было столпотворение: пять-шесть фур под окнами и народ, переходящий из кабинета в кабинет с кипой документов в руках. Об этом рассказывают участники посиделок за чайным столом, приуроченных к 25-летию Томской таможни. Оно будет отмечаться 5 августа. Но это если говорить о новейшей истории. Вообще же начало таможенному делу в Томске было положено в 1609 году. В середине XVIII века внутренние таможни были закрыты и возрождены лишь в начале 1990-х – во времена бурных экономических реформ.
Первые шаги
Среди нынешних сотрудников таможни остались единицы тех, кто помнит дни становления Томской таможни. Людмила Калантарова – одна из них. Она 19 мая 1993 года стала 25-й сотрудницей. Сегодня в структуре Томской таможни на 200 человек больше. Людмила, историк по образованию, пришла в грузовой отдел таможни – так тогда называлось подразделение, занимавшееся таможенным оформлением грузов юридических лиц. Впоследствии он был преобразован в отдел таможенного оформления и контроля (ОТО и ТК) № 1, а затем – в Томский таможенный пост.
– Началось все с обучения – тогда еще был открыт Дом офицеров, и наши краткосрочные курсы проходили там, – вспоминает Людмила Калантарова. – Слушателями были не только начинающие таможенники, но и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – в основном представители крупных предприятий и НИИ. Навсегда запомнились яркие лекции первого начальника таможни Юрия Кузьменко, выступления Надежды Каравановой, Анатолия Галанова, по правовым вопросам – Олега Лейбы… Три дня учебы – и все мы, новички, под руководством томских таможенников «первого призыва» активно включились в работу. Благо ее было невпроворот.
Экспортно-импортные операции осуществлялись с 93 странами мира. В первом полугодии 2017 года экспорт составил 210,8 млн долларов, он вырос на 26,2 млн по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Импорт за шесть месяцев 2017 года составил 283,86 млн долларов. Он увеличился на 36,97 млн долларов (15%).
Сергей Лихоманов, заместитель начальника ОТО и ТК №3:
– В 1993-м были внесены изменения в ряд законов, принят Таможенный кодекс РФ. Он возложил на таможенные органы новые функции, под которые выделялись ставки. Я пришел 3 февраля 1994 года как раз на новое направление – временное хранение товаров. Товар прибывает в Томскую область, проходит таможенный контроль, и мы его помещаем на склады временного хранения. Тогда была создана целая сеть складов, порядка двадцати, все крупные импортеры их имели. И на все про все – наша группа в семь человек.
Товар находится на складах, пока не проведено таможенное оформление, то есть пока не собраны необходимые разрешительные, товаросопроводительные документы, сертификаты, пока не уплачены в полном объеме таможенные платежи и не подана грузовая таможенная декларация (ГТД). После полной проверки всех документов, досмотра груза наши коллеги – выпускающие инспекторы – ставили на ГТД долгожданный для получателя штамп «Выпуск разрешен». Лишь после этого участник ВЭД имел право забрать товар со склада временного хранения и распорядиться им.
Позже стали создаваться таможенные склады, где товар мог храниться до трех лет. Это очень удобно – не надо сразу платить пошлину, только за таможенное оформление. А это копейки. Предприятия этим активно пользовались: завезут крупную партию, например диванов, и оформляют небольшими частями.
В те годы в Томске с заграницей не торговал только ленивый. Объем работы был фантастический, ведь тогда досматривали весь товар, а сейчас – 6–7, от силы 10% в случае выявления риска нарушений.
– С ТНХК 48 цистерн с метанолом отгружались круглосуточно плюс полиэтилен, полипропилен и другая продукция. Все это проходило через наших инспекторов, дежурили день и ночь, чтобы не остановился технологический процесс, – вспоминает Людмила Калантарова.
В 1995-м пришла на службу в таможню выпускница экономического факультета ТГУ Юлия Лушникова. Важнейшее направление в те годы – экспорт нефти. Это потом ее оформление передали в Москву – в Центральную энергетическую таможню. А в те времена всем этим ведали томские таможенники. Особенно много сложностей было с нефтью из-за того, что пошлина рассчитывалась в зависимости от рыночных цен за баррель. Но томичи с этой задачей с честью справлялись.
– Это был большой пласт нашей работы, – вспоминает Юлия Борисовна.
В 1990-е Томская таможня активно прирастала таможенными постами. В Асине, Белом Яру, потом в Стрежевом, в Северске. В 2013-м Северский пост преобразовали в Центр электронного декларирования, через который сейчас идет основная масса таможенных деклараций. В 2006 году была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Сейчас это крупное направление деятельности Томской таможни, в нем занято 32 человека. Потом аэропорт приобрел статус международного и, как говорят таможенники, подбросил массу сюрпризов.
Вклад участников ВЭД, зарегистрированных в налоговых органах Томской области, во внешнеторговый оборот составил 126,6 млн долларов, увеличившись на 23,9%. Рост внешнеторгового оборота обусловлен увеличением экспорта товаров на 27,6% из-за роста поставок продукции химической промышленности в Финляндию и увеличения экспорта древесины в Узбекистан.
Груз 200, ножи и кастеты
Рассказывает Наталия Новоселова:
– Я пришла в 1997-м, когда отдел, занимавшийся физическими лицами, перевели на улицу Героев-Чубаровцев, поближе к железнодорожным путям – там располагалась контейнерная площадка. В основном мы занимались оформлением иностранных автомобилей и личных вещей переселенцев из бывших союзных республик.
– Наталия Петровна оформила столько машин, что две трети иномарок, которые бегают по городу, прошли через ее руки, – уточняет Людмила Калантарова.
– Да нет, наверное, треть.
– Хорошо, пусть треть! Так и запишите: треть томских автомобилей оформила Наталия.
Самое интересное, что вспоминается спустя годы, – это раритетные автомобили. Один известный в Томске коллекционер ввез сразу три таких авто – фаэтон 1929 года выпуска, бентли 1958-го и паккард 1941-го. Причем если два из них ввозились как коллекционные модели, то одно – как транспортное средство.
– Для этого надо было оплатить таможенную пошлину, а так как авто старое и объем двигателя большой, коллекционеру пришлось выложить миллион рублей.
Были и другие любопытные покупки, легкомоторные летательные аппараты например.
– У нас тут корабль как-то во дворе стоял! – вспоминают коллеги.
– Ну… не корабль, а катер. И даже не самый большой, – уточняет Новоселова.
Была в то время у инспекторов, работающих с физическими лицами, и жутковатая обязанность: оформлять на вывоз груз 200. В то время убийства бизнесменов не были редкостью, и многие желали хоронить близких на родине: в Узбекистане, Грузии, Азербайджане. Таможенники должны были осмотреть гроб с телом на предмет отсутствия посторонних вложений (оружие, драгоценности, наркотики) и проследить за тем, как запаивают гроб. К счастью, теперь Томская таможня от таких функций освобождена.
Но, как было сказано выше, сложностей добавил аэропорт.
– Почему-то наши граждане бросились в массовом порядке привозить холодное оружие: ножи, кастеты. Бабушки-дедушки везут подарки внукам. И очень обижаются, когда презенты изымают. Мы же, говорят, их в магазине купили, а не где-то из-под полы, – говорит Наталия Новоселова.
– На прошлой неделе опять кастет нашли, – уточняет Антон Мишкин.
Он и Игорь Куриленок на встрече представляли молодое поколение.
– Вот-вот. И еще спиртное. Был в первые годы после открытия международного пункта пропуска в Богашеве громкий скандал: прилетел самолет с подростками из Испании, и практически каждый ребенок вез спиртные напитки. Все спиртное было изъято.
Незаконно провозимое спиртное, если его нельзя оформить официально (как в случае с несовершеннолетними), передается в Росимущество, а затем по решению суда, как правило, уничтожается… Такая же судьба ждет запрещенный к ввозу товар. Такого понятия, как конфискат (мы периодически видим объявления о его продаже), вообще не существует. Это не более чем рекламный трюк.
Внешнеторговый оборот по сравнению с первым полугодием прошлого года вырос на 63,15 млн долларов США и составил 494,65 млн. В физическом отношении объем товарооборота вырос на 48,6 тыс. тонн и составил более 762,6 тыс. тонн.
Самое продвинутое ведомство
Душевно беседуя, добрались до дня сегодняшнего. Удивительно, как все изменилось за какую-то четверть века. Тогда таможенные декларации оформляли 10 дней. Причем проверяли всё! Контроль был трех-, затем пятиступенчатым. Клиент бегал из одного кабинета в другой.
– Таможня была полная клиентов. Фирмы специальных людей стали нанимать, мы их уже знали. Раньше и пост здесь же был. Транзит завершался прямо у нас во дворе. А сейчас все в электронном виде, – говорят таможенники наперебой.
Здесь в разговор уже вплотную вступает новое поколение. Я не совсем понимаю, и мне терпеливо объясняют:
– В основе лежит концепция разделения фактического и документального контроля. Товар находится на границе, а оформление происходит внутри страны. Во-первых, это позволяет максимально разгрузить границу. Во-вторых, отсекает коррупционные риски. Ведь лицо, сопровождающее груз, с инспектором не контактирует вообще.
То есть таможенникам удалось воплотить в жизнь принцип «электронного правительства». То, что во многих ведомствах порой только декларируется, у них реально работает. Они запрашивают у различных структур нужную документацию в электронном виде, и на основании этого проверяется электронная же декларация. Поэтому так удобно работать Москве с Томском: декларант вечером подает заявку, утром в Томске ему ее выпускают, пока Москва еще спит. Фантастика!
И еще один аспект – так называемый постконтроль. В течение трех лет после завоза товаров таможенники могут поинтересоваться, что и как. Раз контроль выборочный, значит, теоретически через границу может что-то проскочить?
Теоретически может. Но проверять таможенники решительно не советуют. Чтобы не было мучительно больно… Где именно искать, они знают. А еще и компьютерные технологии помогут. Так что заполняй декларацию и проходи таможенный контроль со спокойной совестью.