Томскому граду быть!

TNews753_07

Репортаж из октябрьского номера журнала «Вестник Московского царства» за 1604 год (оригинал утерян, текст восстановлен Дмитрием Евсейчуком по воспоминаниям старожилов)

По государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии наказу в Сибирском крае на реке Томи поставлена новая крепость – Томская. Подробности сего достопримечательного события рассказывает наш собственный корреспондент в Сибири дьяк приказа Казанского дворца Захарий Благолепов.

Царская щедрость

Решение об основании Томского города наш всемилостивейший государь Борис Годунов принял по просьбе сибирского князька Тояна, который просил взять народ его под высокую руку московского царя для защиты от набегов киргизов и калмыков. Глава эуштинских татар милостиво согласился ответить на вопросы нашего журнала.

– Уважаемый Тоян, почему вам были неприятны визиты киргизских и калмыцких гостей? Разве туристический бизнес не был выгоден экономике региона?

– Приходили к нам еще джунгары, ногайцы, телеуты и прочие «гости с юга». Но дело не в этом, а в том, что нормальные туристы за все платят, а эти ни за что не платили, зато все у нас забирали. Такой бизнес нам не нужен.

– Как вам пришла в голову мысль обратиться за поддержкой именно к Москве? Неужели и до сибирских народов дошли слухи о великой щедрости и доброте государя нашего Бориса Федоровича?

– Эти слухи донес до меня стрелецкий голова Василий Тырков. Сказал, что ясак с нас будут брать маленький, а чужим грабить нас не позволят, гостей с юга будут выпроваживать. Такова, говорит, миграционная политика Москвы. Вот я и подумал, что для экономики региона маленький грабеж по правилам значительно выгодней, чем большой без правил.

– Подождите, но ведь первые томские воеводы Тырков и Писемский прибыли сюда уже после вашего обращения к государю!

– Вася Тырков и раньше приезжал, подарки дарил, о доброте московского царя рассказывал, защиту от кочевников предлагал… Хороший человек!

Историческая необходимость

Весть о том, что решение о русском подданстве томские татары приняли не совсем самостоятельно, заставила нас обратиться за разъяснениями к Василию Тыркову.

– Василий Фомич, получается, что именно вы уговорили Тояна принять подданство нашего государства?

– Было дело, помог советом… Но рано или поздно он бы сам додумался. Просто возникла историческая необходимость ускорить процесс основания Томска.

– Что это за необходимость такая?

– Вы слышали, что в Речи Посполитой появился беглый расстрига Гришка Отрепьев, который дерзко называет себя царевичем Димитрием?

– В нашем журнале об этом даже материал недавно был.

– Так вот, этот беглый вор скоро заявится к нам с войском польских шляхтичей, и начнется у нас Смутное время. До 1613 года некому будет указы об основании городов подписывать. А во всех исторических хрониках сказано, что Томск был основан в 1604 году. Так что пришлось поторопиться.

– А что еще в исторических хрониках написано?

– Об этом вы у Писемского спросите, он сейчас как раз будущих томских историков непотребными словами кроет.

Память потомков

Казачий голова Гаврила Писемский не был расположен давать интервью. Он сидел на южном мысе Воскресенской горы и бесовскими словами подгонял казаков, строгавших бревна для острога.

– Гаврила Иванович, что случилось?

– А то и случилось, что эти чертовы бесы не могут договориться, в каком месте мне крепость ставить!

– Какие бесы?

TNews753_07_2– Понимаешь, дьяк, нашел я удобное для строительства и обороны место, наши мужики адаптировали под него типовой проект крепости, составили смету, утвердили все документы во всех московских приказах, и тут на тебе! Стали сверять с историческими хрониками, а там целых две версии места расположения первой Томской крепости. Одни говорят, что тут я ее построил, на южном мысе. А другие провели раскопки и утверждают, что в этом месте крепость появилась только в 1647–1648 году. Мол, удалось обнаружить только вещи более поздних эпох. Что теперь делать, где строить – ума не приложу!

– Так вы прикажите, чтобы под страхом смертной казни все жители крепости до 1647 года выбрасывали мусор в северной части Воскресенской горы.

– Ну ты и голова! А остатки крепостных стен, зданий? Да и попробуй всех заставить! Эти стервецы по ночам грешить будут. Стоп! Сделаем проще: в 1647 году снимем культурный слой, оставленный нашим поколением, и возведем новую крепость!

Воистину мудрость и деловитость, проявленные первооснователями Томского града, навсегда оставят их имена в благодарной памяти наших потомков!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =