Среди томских IT-компа-ний «ТомскСофт» не отличается ни агрессивной рекламной политикой, ни особой активностью в об-щественно-политических делах. Компания не просит, не жалуется, не конфликтует с кем-то из участников рынка. Профессионалы просто работают. Без лишнего шума разрабатывают и внедряют программное обеспечение, проектируют и создают базы данных, специальные сервисы для обработки и передачи видео- и аудиопотока, чатов и видеоконференций.
Зачем себя ограничивать?
Истории некоторых компаний начинаются со случайной встречи двух давних знакомых. Можно сказать, что летом 2002 года так появился и «ТомскСофт». Десять лет назад встретились два выпускника ТУСУРа, два инженера-системотехника Илья Безходарнов и Антон Бондарь. Каждый уже успел поработать в разных фирмах и решил, что трудиться по найму неинтересно. Каждый выполнял разовые заказы, связанные с разработкой программного обеспечения. У многих друзей ситуация оказалась схожей. Так и зародилась инновационная компания, ставшая сегодня гордостью Томска.
Проблем с заказчиками не было с самого начала. Ими стали в основном зарубежные компании, личные заказчики основателей фирмы. С развитием Интернета границы раздвинулись, и молодые предприниматели без особых проблем вышли на мировые рынки. «Зачем ограничивать себя Томском или Россией? Нам нравится делать хорошие продукты, а продавать их проще на мировом рынке» – принципиальная позиция руководства «ТомскСофт».
Значимым этапом в развитии компании стал переезд в студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) ТУСУРа в 2004 году. «ТомскСофт» был одним из первых резидентов современной площадки в Томске для развития бизнеса. На новом месте к работе тогда приступили около 20 молодых программистов.
Смотрите, кто идет!
Оказывается, в Томске, несмотря на всю нашу технарско-вузовскую аномалию, остро ощущается дефицит кадров технических специальностей. За способными выпускниками-программистами ведется настоящая охота. Сегодня IT-компании между собой не конкурируют, зарубежных заказчиков хватает всем. Борьба идет только за «головы».
Поэтому многие IT-фирмы предпочитают выращивать свои кадры со студенческой скамьи. «ТомскСофт» традиционно сотрудничает с ТУСУРом:
специалисты компании читают лекции, студенты проходят практику и стажировку. Какие же требования предъявляет первый руководитель к молодым специалистам?
– Главный критерий – это, безусловно, профессиональный уровень, знания, – отвечает исполнительный директор Илья Безходарнов. – Другой, не менее важный, – умение общаться с людьми. Программисты склонны считать себя гениями, но им приходится много работать с заказчиками. Здесь важно постоянно проявлять терпение к заказчикам, уметь находить с ними общий язык. Если даже у способного программиста такого качества нет, с ним приходится расставаться.
Задача – учиться продавать
– Изначально мы были компанией технарей, а теперь мы хотим стать компанией, которая занимается бизнес-продажами своих продуктов, – делится планами Илья Безходарнов. – Нельзя десять лет идти в одну сторону. Мы намерены заняться развитием менеджерского направления. Поэтому в ближайшее время мы планируем принять на работу к нашим 60 программистам 20 менеджеров продаж, которые работали бы на зарубежном рынке.
Резон простой. В IT-отрасли основная доля прибыли концентрируется в продажах, а не в производстве. К примеру, в компании «Майкрософт» выручка на одного программиста составляет несколько миллионов долларов в год. «Томск-Софт» до последнего времени писал программы для заказчиков и работал только через зарубежных партнеров, ничего не продавая сам. Ясно, что каждая из сторон преследовала при этом свои интересы.
– Десять лет назад в этой IT-сфере не надо было уметь продавать, – рассказывает мой собеседник. – Продажа программного обеспечения резко отличалась от продаж пепси-колы. Хороший продукт было видно изначально, а покупателями выступали технари, профессионалы, которые понимали, как работает программа, и могли отличить хорошую программу от плохой. Сейчас все изменилось. Компьютер вошел в жизнь каждого человека. Обычный потребитель, который покупает пепси-колу, выбирает и наши продукты. Одни наши технические навороты уже никому не нужны, вступают в силу традиционные законы маркетинга.
Место работы – весь мир
Следующая цель, которую ставит перед собой «ТомскСофт», – стать компанией, расположенной на нескольких континентах. Уже работает представительство в США. В планах – завоевание всего мира.
– Мы хотим, чтобы и наши сотрудники работали в разных странах. Благо такие возможности сегодня есть. И кто знает, может быть, наш мозговой центр будет в Альпах или на берегу швейцарского озера… И здесь для нас очень важна позиция власти. Если в Томске для развития IT-бизнеса не будет создано благоприятных условий, то наш город просто превратится в кузницу кадров для зарубежа. От нас уже уехали 15–20 человек, доросли и уехали. Они привязаны сейчас к России только местом жительства… Мы же, надеюсь, останемся в Томске. И не только из патриотических чувств. А потому что в настоящее время здесь складываются благоприятные условия для развития IT-бизнеса.
Илья Безходарнов: «Программирование – это творческая работа, это всегда мысль, креатив, никакой рутины. Мы всегда занимаемся чем-то новым, что еще мало где выпущено или не выпущено совсем, а если и выпущено, то никто не скажет, как это повторить»
Задача каждого программиста – выразить свои идеи и мысли в виде программного кода
ТОЛЬКО ФАКТЫ
- Более десяти лет компания разрабатывает клиент-серверные системы и приложения для ПК (Windows, MacOS, Linux), приложения и сервисы для мобильных платформ (iOS, Android) и для социальных сетей (Facebook).
- Уже около 10 лет фирма разрабатывает и внедряет программное обеспечение, проектирует и создает базы данных и специальные сервисы для обработки и передачи видео- и аудиопотока, чатов и видеоконференций.
- Основные заказчики продуктов программного обеспечения (до 90% объемов) – зарубежные партнеры из США, Великобритании, Китая и других стран.
- Коллектив компании – более 60 сотрудников.