«Томскводоканал» запустил новую систему обеззараживания питьевой воды

7 декабря со станции обез­железивания подземного водозабора вода с добавлением гипохлорита натрия (обеззараживающий реагент) побежала по двум магистральным артериям, питающим водой всю абонентскую группу Томска.

На «Томскводоканале» поясняют: в результате замены технологии горожане получили более качественный продукт, ведь гипохлорит натрия, в отличие от хлора и других вариантов, обеспечивает гигиеническую устойчивость воды и от вторичного загрязнения – в случае если в воду что-то попало в процессе ее транспортировки по магистралям.

Гипохлорит натрия все шире используется не только в водопроводно-канализационных хозяйствах, но и на других объектах, где требуется обеззараживание воды. В частности, популярен при обеззараживании акватории плавательных комплексов.

Эксперты соглашаются, что гипохлорит натрия лучше хлора: технология безопасней для предприятия, но считают преждевременными заявления об улучшении качества воды. Может ли горожанин почувствовать разницу?

«ОСАГО для промышленников»

Переход предприятий, занимающихся водообработкой и водоподготовкой, от жидкого хлора к технологиям обеззараживания с применением гипохлорита натрия – современная тенденция России. Новый метод представляется более привлекательным с хозяйственной, финансовой, экологической и медицинской точек зрения. И за последние годы выбор в пользу этого способа очистки сделали в Москве, Санкт-Петербурге. Но российский старт гипохлорита натрия начался еще в 1993 году в Кемерове, где производят реагент. С тех пор частичный переход произошел в Новосибирске и Красноярске, в этих городах систему можно менять поэтапно.

В результате смены технологии условия работы сотрудников водозабора изменятся. Меньше факторов риска, более комфортные условия: не придется работать в противогазах. При этом пусть несущественное, но все же сокращение персонала после запуска автоматизированной системы дозации гипохлорита натрия – неизбежность.

 

А сегодня переход на более безопасную систему обеззараживания воды подстегивает законодательство. С 1 января 2012 года вступают в силу основные положения ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта» и новые правила страхования ответственности при эксплуатации особо опасных объектов. Страховщики говорят о социальной направленности закона. Но «ОСАГО для промышленников» – это многомиллионные затраты. В стоимость страхового полиса каждого рабочего, который занят на опасном производстве и может пострадать при ЧП, будет закладываться оговоренная законом сумма стоимости жизни человека – 2 млн рублей. То есть размер страховых выплат для предприятия будет зависеть от количества таких рабочих.

Поэтому предприятия, имеющие возможность модернизировать производство и выйти из реестра опасных, стараются это сделать до наступления нового года. И на «Томскводоканале» не скрывают: «ОСАГО для промышленников» подстегнуло компанию к давно запланированным действиям.

Знакомое соединение

– Распространенная технология очистки воды хлором имеет массу нареканий и со стороны потребителей (специфический запах), и со стороны эксплуатирующих организаций. Хлор значительно повышает коррозию оборудования и трубопроводов, а его транспортировка сопряжена с рядом трудностей: вещество имеет второй класс опасности. К тому же старые хлораторные установки требуют новых и новых вложений для соблюдения правил эксплуатации химически опасных объектов, – пояснил «ТН» Олег Гончаров, начальник цеха водоснабжения «Томскводоканала». – Обеззараживание воды с применением гипохлорита – самый современный и безопасный способ. Озонирование и ультрафиолет, применяемые экспериментально на ряде российских и зарубежных объектов, не обеспечивают гигиеническую устойчивость воды от вторичного загрязнения, то есть при ее транспортировке по трубам. Гипохлорит натрия на это способен, это основное его преимущество.

– Гипохлорит натрия – это продукт взаимодействия хлора и щелочи, и рядовому гражданину это соединение знакомо. К примеру, в виде препарата «Белизна» (гипохлорит натрия – в меньшей концентрации), – продолжает Гончаров. – Также гипохлорит натрия используется в стоматологических клиниках как дезинфицирующее средство, врачи обрабатывают им полость зуба, прежде чем пломбировать его. Это соединение используется и в производстве гигиенических средств, предназначенных для полоскания ротовой полости. Так что причин для волнений нет, мы используем концентрацию, которая необходима для обеззараживания воды, но не наносит никакого вреда здоровью.

Цена вопроса

Для модернизации системы «Томскводоканал» изыскал собственные средства, проект обошелся в 11 млн рублей. Из них 7 млн уже потрачены на закупку и монтаж оборудования, подготовку помещений, обучение персонала. Еще 4 млн рублей в ближайшие месяцы израсходуют на то, чтобы отработать технологический процесс и перейти на автоматическую систему управления (пока система дозации работает в ручном режиме).

На «Томскводоканале» обещают, что эти вложения не приведут к росту тарифов, и поясняют: затраты при используемой ранее системе хлорирования равноценны тем, что несет предприятие в процессе обеззараживания гипохлоритом натрия. Гипохлорит стоит дороже, чем хлор («Томскводоканал» закупает его у кемеровского производителя), реагента нужно больше, чем порошка-предшественника, – в этой части издержки возрастают. Но они кратно сокращаются при эксплуатации системы: хлорированный вариант был полностью ручным процессом; как опасный реагент, хлор доставляли в определенных условиях, что тоже отражалось на цене вопроса; хлораторные установки постоянно нуждалась во вложениях; коррозиоактивный хлор наносил ущерб магистральным линиям. Словом, при равных затратах «Томскводоканал» получил более безопасное производство.

Вода стала лучше?

– Качество питьевой воды, думаю, останется прежним, ведь действующее начало гипохлорита натрия – тот же хлор, а технологии уже лет 100. Но переход на такую систему обеззараживания считаю положительным: «Томск­водоканал» получил более безопасное производство, – сказал «ТН» Виктор Пилипенко, глава областного управления Роспотребнадзора.

– Нужно месяц-два, чтобы понять, есть ли разница. C запуском новой системы обеззараживания исключить человеческий фактор все равно не удастся: реагент будут транспортировать, хранить – за эти процессы ответственны люди, так что какие-то риски все равно остаются, – пояснила «ТН» Галина Гребенникова, руководитель областной ветеринарной лаборатории. – За декабрь – январь наша лаборатория несколько раз проверит качество водопроводной воды, взятой в разных точках города. Сравним с результатами физико-химических исследований хлорированной воды (у нас хранится база данных) и обязательно обнародуем сравнительные результаты исследований, то есть скажем, есть ли разница и в чем конкретно она заключается.

Дмитрий Чулков, инженер-технолог «Томскводоканала»: «Устаревшая система очистки воды с использованием хлора в ближайшее время будет демонтирована, а новый обеззараживающий реагент будет поступать по автоматизированной линии»

В среду хлораторную установку на томском водозаборе отключили навсегда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × пять =