Трамвай пятерочка, вези по городу меня!

ТТУ просит мэрию обратиться в столицу за сэконд-хендом

На прошлой неделе в думе Томска состоялось очередное заседание комитета городского хозяйства. Повестка была насыщенной. Особенно «повезло» профильному заместителю мэра – начальнику департамента по городскому хозяйству Руслану Абасову. Ему пришлось отвечать и за себя и за того парня: на улице минусовая температура и «белые мухи», а в 140 домах нет отопления. По 27 адресам нет еще и горячей воды, причем, как правило, с начала лета. Депутаты всерьез интересовались у вице-мэра, можно ли как-то повлиять на увольнение Сергея Панасюка, курирующего эти темы у энергетиков.

– Как? – пожал плечами чиновник. – Написать обращение в РАО ЕЭС?

В общем и целом большой разбор полетов пообещал после окончательного разрешения ремонтного сезона. Пока же депутаты заслушали другого начальника – директора ТТУ Петра Максимова. Кстати, эту должность он занимает всего ничего: с нынешнего апреля. Тем не менее положительные сдвиги депутаты отметили.

Старый конь борозды не портит

По словам директора трамвайно-троллейбусного управления, самому старому трамваю в Томске (а таких 25 из тех, что на ходу) более 30 лет. Похоже, много более. Какие новые трамваи могли быть в 1991–1992-м? Да и автор лично помнит, когда обновлялся трамвайный парк – еще в глубоком совке. В новом веке приходили только столичные бэушные вагоны. Но так или иначе, а износ подвижного состава ТТУ составляет 90% у трамваев и 100% у троллейбусов.

И это с учетом введенных в строй «москвичей». Надо бы, говорит Максимов, администрации города попросить у столицы еще партию транспорта, списанного по строгим московским меркам. Впрочем, как совершенно справедливо уточнили в одном из томских информагентств, износ 100% не означает 100%-ю негодность. Это расчетный показатель. Ну, вид позорный, конечно. Особенно у трамваев. Да и советские высокие ступеньки явно не рассчитаны на низкие нынешние остановки с асфальтом на уровне шпалы. Раньше-то были высокие платформы. А так старички еще побегают…

Как рассказал депутатам директор, ТТУ направило в мэрию Томска проект письма в Москву с просьбой передать в собственность города еще 20 трамваев после вывода их из эксплуатации. Два десятка московских троллейбусов томичи отремонтировали, они все сегодня на линии.

– Также мы своими силами за счет собственных средств произвели ремонт 1,4 километра трамвайных путей, – сообщил Максимов. Добавил, правда, что нуждаются в ремонте 33,1 км.

Депутаты отметили, что ведь очень невыгодно закрывать на месяц-два движение по целому маршруту или даже сразу по нескольким. Другого выхода, по словам руководителя, просто нет. Пути и так слишком долго не ремонтировали. Это небезопасно.

– Стараемся уложиться за июль – начало августа, когда самый низкий пассажиропоток.

Вторая по важности задача, стоящая сейчас перед управлением, – это полное внедрение системы ГЛОНАСС, 100%-е обеспечение работоспособности навигационного оборудования подвижного состава.

– Система действует, но до настоящего времени не можем обеспечить работу мониторинга за исполнением рейсов электротранспорта, а также передачу данных в центр организации и контроля пассажироперевозок. Но мы в этом направлении движемся, если в начале года мы видели порядка 40%, сейчас около 80. Задача к 1 января, чтобы все рейсы были на контроле в центре. Это позволит нам сократить линейных диспетчеров и немного бухгалтерию. В рамках работы пересмотрены и утверждены новые графики работы водителей, подвижного состава. И если по итогам шести месяцев отставание у нас было 3 миллиона рублей по доходам, то за восемь месяцев отставание сократили до 1 миллиона, и, думаю, в сентябре мы его вообще уберем, – поделился планами Петр Максимов.

5,5 млн рублей в месяц «накатывают» томичи по единым социальным проездным билетам в электротранспорте, бюджет региона компенсирует ТТУ 3,5 млн в год.

Экономика должна быть экономной

Следующая по важности текущая задача ТТУ – внедрение в электротранспорте транспортных карт. Это позволит экономить на зарплате 80–85 млн руб-лей в год, сократив кондукторов и отдел сборов наличных средств. Притом что доходы предприятия в пределах 220 млн рублей.

Как известно, весной дума согласилась с предложением администрации повысить заработную плату водителям и рабочим трамвайно-троллейбусного управления (но не ИТР). После этого отток кад-ров с предприятия прекратился.

– В связи с тем что на предприятии наблюдалось критическое снижение выхода подвижного состава на линию в условиях дефицита кадров водителей и кондукторов, было принято решение об увеличении заработной платы с 1 марта водителям и кондукторам, а также персоналу рабочих специальностей. В результате произошло увеличение гарантированной части заработной платы совместно со снижением компенсационных и стимулирующих выплат, при этом рост зарплаты составил от 30 до 50%. Если в январе было 163 водителя, кондукторов 131, выпуск подвижного состава составлял 58 единиц, то после увеличения заработной платы численность водителей увеличилась до 176 человек на сегодняшнее число, кондукторов до 165, средний выход подвижного состава в рабочий день составляет 70 единиц, – доложил глава ТТУ.

При этом произошло небольшое сокращение.

– По результатам оптимизации из 669 штатных единиц было уволено 55 человек, 41 по сокращению, остальные ушли по соглашению сторон либо по собственному желанию, – уточнил директор.

Что касается водителей, то управлять трамваем сейчас учатся восемь человек и 15 обучаются на водителей троллейбусов, до конца года будет набрана еще одна такая группа.

Благотворительность за чужой счет

Пожалуй, наибольший резонанс среди депутатов вызвала информация о том, что ТТУ несет хронические убытки по единому социальному проездному билету (ЕСПБ). Помнится, в 1990-е, которые теперь принято называть лихими, электротранспорт уже однажды едва не уничтожили разного рода льготники, за которых никто перевозчикам не платил. Похожая картинка, как оказалось, сейчас сложилась с ЕСПБ. Очень красиво, конечно, было сохранять «старопенсионную» льготу на проезд в электротранспорте после повышения пенсионного возраста. Особенно если платит за них дядя. В роли дяди в нашем случае выступает трамвайно-троллейбусное управление.

Как рассказал Петр Максимов, за месяц по ЕСПБ, согласно подсчетам, перевозится от 100 до 120 тыс. пассажиров. Но компенсируется лишь малая толика понесенных убытков – как быстро подсчитали депутаты, где-то одна двадцать вторая. К тому же повышающий коэффициент на электротранспорт – 0,35 – в разы ниже, чем на автобусы.

– В связи с этим мы направили в администрацию Томской области претензию на возмещение 24 миллионов, в претензии было отказано, поэтому подано исковое заявление в суд, – сообщил Максимов.

В целом по году, по его словам, ТТУ не хватит миллионов 30. «Вот отсюда и долги!» – возмутились депутаты. И предложили еще и со своей стороны обратиться в областную администрацию с просьбой решить вопрос с компенсацией.

* * *

Еще одна важная тема, рассмотренная на комитете, это бесхоз. Сейчас в Томске порядка тысячи бесхозяйных сетей – тепловых, водопроводных, канализационных, электрических и даже газовых. В основном они образовались в 1990-х и до начала 2000-х. Чтобы передать сети ресурсникам для постановки на учет, органы местного самоуправления обязаны проверить их на предмет безопасности, привести в соответствие требованиям и провести кадастровые работы. Для этого требуется 15 млн рублей. Выделяется 1 млн в год. Если принять программу на пять лет по 3 млн в год, проблему можно в основном закрыть. (Отдельные «брошенки» все равно будут время от времени всплывать.) «А если по пять, но на три?» – немедленно поменяли цифры местами депутаты. Смогут ли переварить ресурсники? Неизвестно.

Ну и наконец – раскопки. И закопки. Второй раз поминали всуе имя начальника «ТомскРТС». В итоге решили объединить вопрос с отчетом по теплу, которое пообещали полностью подключить в первую неделю октября, и вынести на час мэра в рамках ближайшего думского собрания.

Автор: Марина Боброва
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + восемь =