Три в одном

Коллективное признание в любви

Имя профессора Эмануилы Григорьевны Гельфман, Мины Григорьевны, как ее называют коллеги, студенты, выпускники и соратники, хорошо знакомо не только томским учителям математики и томскому научно-педагогическому сообществу, но и учителям и ученым многих городов России и зарубежья.

Главное дело ее жизни – проект «три в одном» – «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Мина Григорьевна возглавляет проект совместно с Мариной Александровной Холодной начиная с 1980 года.

По учебно-методическому комплексу МПИ, созданному в рамках проекта на базе ТГПУ, занимались тысячи школьников 5–9-х классов разных регионов и стран.

С детства хотела к доске, с указкой

Мина училась в томской школе № 8 в классе математиков-программистов. Учителем математики у нее была Вера Ивановна Ломова – специалист высокого класса и интересный человек. Будучи студенткой второго курса физико-математического факультета Томского государственного педагогического института, Мина начала учительствовать. А в детском доме № 5, где работала ее мама, занималась с ребятами в группе продленного дня, помогала готовить уроки.

Большую роль в жизни Мины сыграл период учебы в аспирантуре Московского педагогического института, в первую очередь встреча с удивительным педагогом, блестящим лектором и научным наставником академиком Иваном Кузьмичом Андроновым, который заинтересовал молодого исследователя методикой преподавания математики.

Мина Григорьевна, еще молодая учительница математики, стала выписывать ошибки школьников, а затем с этими записями обратилась за консультацией на кафедру психологии ТГУ. Научный сотрудник Марина Холодная сказала: «Вы вышли на закономерности понятийного мышления. Давайте работать вместе!»

Знакомство с Мариной Александровной было большой удачей, сейчас она профессор, доктор психологических наук, в течение многих лет заведует лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина Института психологии РАН, специалист по теории интеллекта, создатель онтологической модели интеллекта, лежащей в основе теоретических положений МПИ-проекта.

Учебные книги МПИ-проекта благодаря соединению методики, психологии и педагогики (то есть благодаря психодидактическому подходу к обучению) задают тактику и стратегию учебного процесса, направлены на формирование познавательной деятельности, в ходе которой ученики принимают участие в самом рождении знания: осознают целесообразность вводимых определений, выдвигают гипотезы, формулируют теоремы и доказывают их. Учебные тексты выстроены особым образом – они способствуют интеллектуальному развитию учащихся, чтобы дети хотели и учились учиться.

Мастер изящности

Зинаида Алифоренко, Галина Филатова, учителя математики Русской классической гимназии № 2 г. Томска:

– Каждый раз, изучая со своими учениками математику по учебникам и пособиям проекта «Математика. Психология. Интеллект», восхищаемся, насколько методически чутко и грамотно выстроены задания в каждой теме. Насколько изящно они вовлекают учеников в открытие новых знаний на опыте, полученном ранее, погружая в исследование и помогая обогатить свой опыт и как бы невзначай получить новое знание. Во всем этом процессе удивляет, что ученик всегда остается уверен в своей уникальности, а наблюдатель всегда думает, что это отрепетированный фрагмент урока.

А секрет прост, он заключается в уникальности авторов, которые создали учебные тексты учебников и пособий МПИ-проекта, в основе которых лежит «обогащающая модель» обучения. Наши ученики вот уже на протяжении двух десятилетий с большим удовольствием создают проекты, решают олимпиадные задачки, занимаются математикой на основе компьютерной поддержки, и все это с использованием учебников и пособий проекта МПИ.

Наталья Борисова, учитель математики Русской классической гимназии № 2 г. Томска:

– Со своими учениками мы учимся работать с учебными текстами, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, выделять критерии для сравнения и классификации изучаемых объектов. Но, думаю, главная заслуга этих пособий в том, что они создают удивительную образовательную среду, пронизанную любовью к математике.

Спасибо огромное за это вдохновителю, наставнику, руководителю МПИ-проекта Мине Григорьевне Гельфман! Это замечательный человек и мой Учитель, который сам всегда увлечен открытием новых знаний и открывает другим этот путь!

Когда идеи вдохновляют

Евгения Баталова, директор Гуманитарного лицея г. Томска:

– Еще студенткой физико-математического факультета Томского государственного педагогического института я хорошо понимала значимость для себя дорогого и любимого мною педагога – Эмануилы Григорьевны. Я увлекалась психологией, меня тянуло к математике, а Мина Григорьевна для меня была волшебницей, которая, преподавая методику математики, ловко соединяла психологию, математику, методику. Каждая лекция, каждый семинар для меня были мини-спектаклями, праздником и открытием. А еще некоторым откровением о том, как можно на 100 процентов любить дело, которым ты занимаешься. Невозможно было оторваться от интересных рассказов Мины Григорьевны о философии образования и о том, что нет проблемных детей, есть неспособные научить учителя. Именно эти слова я часто вспоминаю, работая сейчас директором лицея, слушая коллег, родителей или детей.

Мина Григорьевна всегда говорила, что нужно искать подход к каждому ребенку, работать с индивидуальными стилями поведения, что я сейчас и делаю в своей работе. На третьем курсе института я пришла работать в школу и, чтобы дорогой мне человек был рядом, решила включиться в проект «Математика. Психология. Интеллект». Не все так лихо получалось в самом начале, но я дерзала, не сдавалась, так как именно этому учила нас наш Учитель. Да, сильно переживаешь, когда что-то не получается. Я восхищалась глубиной содержания, стройностью концепции, с которой работали авторы проекта, и я дала себе слово каждый урок готовить по максимуму, чтобы он нравился не только мне, но и детям. И вот с 1992 года я расту как профессионал, развиваюсь как личность, и все это невозможно без моего наставника и друга Эмануилы Григорьевны, моего идейного вдохновителя.

И математика, и каша для студента

Татьяна Сазанова, кандидат технических наук, доцент, ветеран труда ТОИПКРО:

– Я познакомилась с Миной Гельфман в 1971 году, когда стала сотрудником физико-математического факультета Томского государственного педагогического института. Это были очень интересные времена: на факультет набирали 225 человек – восемь групп по 25 студентов и 25 кандидатов.

И меня, и Гельфман назначили кураторами групп 412 и 413. Куратор отвечал за все: и за успеваемость, и за поведение, и за питание, и за уборку в комнате общежития. И студентам было трудно: сложные программы, высшая математика, ее в школе близко не было. Кому-то помогали, кто-то быстро отчислялся.

Строили новый корпус общежития. Это делали студенты, а кураторы должны были контролировать работу. Столько построили!

У нас была удивительная кафедра: Борис Владимирович Казачков, Вера Сергеевна Федорова, Роман Николаевич Щербаков, Лев Федорович Пичурин – ветераны, прекрасные лекторы. Было у кого поучиться!

Мина Григорьевна была отличным куратором, хорошо знающим жизнь студентов ФМФ. Многие выпускники ее группы отлично работают в школах и посылают благодарственные письма куратору.

Подготовка учителя – очень трудная, но нужная работа. Я благодарна судьбе за нашу многолетнюю работу и дружбу! Успехов, здоровья!

Бойкот двойкам

Анна Подстригич, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике ТГПУ:

– От имени всех учеников Мины Григорьевны обращаюсь со словами признания к нашему великому Учителю, ведь у каждого из нас есть ощущение, что ты общаешься с человеком-легендой, который помогает находить смыслы и цели жизни, который не оценивает, а предсказывает твои возможности и высоты, помогает двигаться со своей скоростью, быть другим – непохожим (и не в тренде!), просто помогает почувствовать свою нужность, уверенность в себе, почувствовать безграничное торжество образования и культуры, научного творчества, математики и психодидактики, торжество традиций нашей педагогической университетской среды, торжество доброты и искренности, сопереживания и любви к своим ученикам (в подтверждение – одно из любимых выражений Мины Григорьевны: «За что вы им поставили двойки? За что вы их наказали? Они еще только учатся!»).

Мина Григорьевна, сегодня особенно трепетно произнести сокровенные слова: с днем рождения, c 75-летием, дорогой Учитель, Наставник, Мастер! Радости вам от самых маленьких, но для нашего сердца больших событий: от достижений наших учеников (будь то школьники, студенты, магистранты, аспиранты или уже действующие учителя математики), от предвкушения новой встречи с коллегами-единомышленниками, от решения изящной задачи (математической или методической), когда мы ищем, размышляем, доказываем и постигаем вместе с учениками не только математические истины, но и ценности нашей жизни. Мира и счастья вам и вашим родным и близким людям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =