Трое в лодке, не считая собаки

Экспедиция Russian Ocean Way в чилийских водах

Ранним утром выходим из пригорода чилийского Пунта-Аренаса в направлении Пуэрто Эден. Путь через горло Магелланова пролива, выходящее в Тихий океан. 409 миль до цели. Пасмурно. Холодно. Ветрено. Там, куда мы идем, сейчас ветер до 40 узлов. Надеемся проскочить без шквалов. Свирепый юг пока еще не отпускает. Жаждем ласкового севера. Да помогут нам небеса и наше мастерство.

Штурм Фроуарда

На борту нас трое и собака: я, Станислав Березкин – капитан тримарана Russian Ocean Way, Егор Публио Музилеев – бразильский матрос, маленькая чивава Пасока – юнга.

Подходим к мысу Фроуард. Здесь явственно ощущается Тихий океан. Широкая волна. Идти непросто. Холодно, а еще нас атакуют встречный ветер, встречная волна, встречное течение. Скорость четыре узла. Магелланов пролив впечатляет. Смотрю и думаю, каково здесь было Магеллану и его команде… Они шли в неизвестность. Смотрю на берега Огненной Земли. Когда флотилия Магеллана проходила по проливу, моряки видели множество костров. Именно поэтому Магеллан назвал эту территорию Огненной Землей. Магеллан не знал, что там живут индейцы, которые круглосуточно поддерживают огонь.

Встречный ветер усиливается, леденит душу, сбивает с пути, снижает скорость. Волны бьют все жестче и жестче. Вода хлещет на палубу, в палатку. Вахтенный замерзает. Двое и Пасока могут отогреваться в холодной неота-пливаемой палатке. Скорость падает до одного узла. Решаем уйти на берег и переждать ветер. Швартуемся на галечный берег. На костре варим рис. Консерва сардин одна на троих. Чай. Вечером ветер должен стихнуть.

Пасока радостно бегает по берегу. Вдруг вижу, как к ней устремился здоровый ястреб, уже нацелил свой смертоносный клюв. Кричу и машу руками. Ястреб уже на лету приостановился и сел в траву в 10 метрах от собачонки. К первому ястребу присоединился второй. Отогнали «охотничков».

Прилив усилился. Решаем перейти на 200 метров вглубь залива. Бросаем якорь с кормы. Нос тримарана чалим за пень. Ждем. О камни перетерло полипропиленовую веревку, отрывает от берега, зависаем на якоре. Сейчас начнется отлив, тримаран зависнет на мели. Решаем не дожидаться вечера. Курс – Пуэрто Эден.

Подходим к мысу Фроуард. Ветер гонит нас обратно. Полчаса надеемся, что это просто шквал. Затем поворачиваем обратно к берегу. Растягиваем тримаран между якорем и берегом и ждем ослабления ветра.

Магелланов пролив нас не пропускает. Кто прочнее, у кого больше выдержки?

На утро в пятый раз штурмуем мыс Фроуард – самую южную точку континентальной Америки. Знаковый мыс. Да помогут нам небеса и наше мастерство! В бухте было относительно спокойно. Отходим на милю – стена встречного ветра. Начинаем лавировать от берега к берегу Магелланова пролива. Холод вымораживает все. Льет дождь…

Принимаем решение уйти налево в бухту. День прожили на маленьком забереге. Вглубь пройти невозможно – непролазные джунгли. Вечером выходим на очередной штурм Магелланова пролива. Пока терпимо. Ветер встречный, но не останавливает наш тримаран. Напряженно и нервно. Прорыв, начатый на юге Южной Америки, продолжается. Холод, встречный ветер, непредсказуемые шквалы, фронты, встречные течения. Это все свирепый юг, который делает антарктическую территорию особо сложной для мореплавания. Но мы идем по пути русских кругосветчиков и не отступаем.

Ну и юг!

…У меня ночная вахта. Морозно. Скорость 3,5 узла вскоре падает до 1,5 узла. Неужели опять встанем? Когда же свирепый юг Магелланова пролива нас пропустит в ласковый север?

Выползает ледяное южное солнце. Оно совсем не греет, а только освещает. Но как заиграли горы вокруг! На снежных вершинах заплясали искорки. Солнечная дорожка сзади подгоняет тримаран. И впрямь подгоняет – к 7 утра скорость вырастает до пяти узлов, несмотря на встречный ветер. Вот уже и остров Карлоса III… Проходящий мимо в узком проливе корабль приветствует нас громким затяжным гудком.

За двое с половиной суток прошли всего 75 миль. До Пуэрто Эден остается 332 мили.

Нашим мореплавателям тоже было непросто, но они всё прошли, и мы пройдем! За нами Россия!

…Решаем уйти в залив Баия Паулина. Нырнули в разведку, пытаемся пройти в джунгли. Девственная, нетронутая земля. Пройти невозможно. Переплетение деревьев, веток, травы.

Ветер свищет и ревет, давит тримаран на галечник. Решаем спрятаться глубже в залив, запускаем мотор, идем вглубь залива. Под левым берегом за скалой рыболовецкий сейнер. Общаемся с командой. Поначалу ребята напряжены. Постепенно, особенно после того как мы подарили рыбакам календарики, рыболовы начали улыбаться и нас фотографировать.

Обнаруживаем дыру на правом баллоне. Ремонт под дождем. Профессионалы по клеевым работам пришли бы в ужас от таких условий.

Пью горячий чай и понимаю, что больно в горле. Видимо, сильно продрог на мокрой ветреной вахте. Стас моет посуду и замечает небольшую акулу прямо у берега.

За пять суток прошли 100 миль. Да уж… И все же мы идем быстрее Магеллана, которого вспоминаем каждый день.

Мы – русские первопроходцы. Никто не ходил Магелланов пролив на надувных судах.

Никто не ходил по каналу Мартинес на надувных судах. Яхты никогда не проходили Мартинес из-за узости и мелкости. Мы рискнули и прошли. Ура!

Ах, какие ножки!..

В канале Смит встречаем рыбацкий баркас. На борту женщина машет руками – остановитесь. Рыбаки дарят нам крабовые ножки и рыбину. Рассказываем им про кругосветку. Солнце припекает. Ветра нет. Мы ушли из Магелланова пролива, где холод, дожди и ветра. Идем неисследованными каналами, чтобы сократить путь. Впервые погода радует. Тихо, спокойно. Крабовые ножки стали шикарным ужином.

Пасока всегда нежная и ласковая. Утром облизывает ближайшую жертву, точнее, ближайшее к ней лицо. Надо вынести ее шершавый язык и сделать вид, что тебе ух как приятно.

В розовом утопают горы и все пространство. Это пространство пахнет мятой и маком, вспоминается Томск. Горы вокруг как на картинах Рериха. Величественные и восхитительные. Тихо, спокойно. После двух месяцев противостояния стихии мы выходим из зоны свирепого юга. Но холод еще не отпускает, он прижился и чувствует себя на нашем кораблике как дома. Холод мечется по нашим телам, забирается под одежду, «гусинит» кожу.

Смотрю в небо и… в глаза бросается гигантское гало (ореол. – Прим. ред.) вокруг солнечного диска. Это верный признак циклона. Перистые облака устремлены на север. А куда устремлен циклон? И где он сейчас? Попасть в циклон – это скверно. Едим рис с рыбной консервой и чесноком. Чеснок мы не просто едим, мы его пожираем. Пасока, наша крошечная чивава – дочь полка, всегда ест то же, что и мы. Перемешиваю в кастрюле рис. Выбрасываю перец-горошек. У Пасоки может расстроиться желудок. Даю Пасоке кастрюлю – дочь полка ест с удовольствием.

…Молимся небесам! Мы в центре циклона. В этом месте ветра почти нет. Циклон вращается и движется. Размер центра его «глаза» может достигать десятков и даже сотен миль. Будем надеяться, что наш «глаз» не менее 25 миль, которые нас как раз и отделяют от Пуэрто Эден. Иногда налетают краткосрочные шквалы до 40 узлов. Нас они останавливают и гонят назад. Шквалы не длятся более пяти минут. В эти минуты мы закусываем губы, стискиваем зубы, просим милосердия у небес.

До Пуэрто Эден всего 20 миль. Канал Escape нас не отпускает, но и особо не держит. Рвемся в Эден. Срочно нужен интернет, кончаются еда, вода, бензин. Просим небеса дать нам еще два часа в центре циклона без ужасного встречного ветра.