ТУСУР готовит инженеров будущего, обучая работе в многонациональных командах

Один инженер работает в России, другой – в Малайзии, третий – в Японии, четвертый – во Франции, пятый – в Новой Зеландии. А в результате на свет появляется очаровательный робот-андроид, который будет ходить по улицам Томска. Не миф и не научная фантастика, а вполне осязаемая реальность. И потребность времени. Сегодня Томский  государственный университет систем управления и радиоэлектроники активно и успешно «выращивает» инженеров будущего: академически мобильных, знающих стандарты других государств, способных работать в интернациональной команде. О требованиях, предъявляемых временем к инженерам, реализации группового проектного обучения и научных связях с Японией и Францией рассказывает начальник отдела международного сотрудничества ТУСУРа  Геннадий Кобзев.

– Геннадий Анатольевич, время всегда предъявляет требования к специалистам в тех или иных областях знаний. Тем более когда речь идет о такой мобильной и нужной специальности, как инженерная. Каков образ современного, высокооплачиваемого, востребованного инженера?

– Прежде всего следует отметить, что в настоящее время нет ни одного государства в мире, которое создавало бы высокотехнологичную продукцию в одиночку. Поэтому подготовка инженерных кадров должна отвечать новым веяниям в развитии технологий, в том числе активным процессам глобализации в разработке и производстве высокотехнологичной продукции. Сегодня она должна включать в себя не только знание профессиональных навыков,  но, в первую очередь, умение интегрироваться в общий процесс создания техники в мире. Нужно знать, как она создается, представлять стандарты других государств и уметь работать над совместными проектами специалистов, находящихся в любой точке мира и, возможно, разговаривающих и программирующих на разных языках. ТУСУР готовит кад-ры по программам, которые обеспечивают уникальную подготовку инженеров с учетом современных тенденций, в том числе углубленного знания иностранных языков и навыков деловой международной коммуникации.  Этой цели, например, служит совместный учебный курс нашего университета и японского университета Рицумейкан.

– Но ведь подобную работу ТУСУР проводил и раньше…

– Совершенно верно, еще с начала 2000-х в ТУСУРе начата  реализация технологии группового проектного обучения. В рамках технологии студенты объединялись в небольшие группы, осваивали по индивидуальной траектории образовательную программу и работали над проектами с абсолютно конкретными целями, задаваемыми потребностями науки, бизнеса или общества. В 2004 году в ТУСУРе открылся студенческий бизнес-инкубатор (кстати, первый в России),  имеющий  необходимую инфраструктуру для поддержки и развития бизнес-проектов. Уже тогда руководство университета понимало, что это образовательное направление будет востребованным и актуальным как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Со временем действительно стало абсолютно очевидно, что

ТУСУР не одинок  в  своих начинаниях и подобные технологии развивает ряд ведущих университетов мира, ставших впоследствии нашими партнерами.

 – Чем интересно сотрудничество с японским университетом Рицумейкан, которое с каждым годом становится все более подробным и основательным?

– Первой ласточкой стал подписанный нашими университетами в 2012 году договор о двойных дипломах для кандидатов наук. В нынешнем году мы шагнули дальше и в сентябре подписали соглашение о подготовке специалистов для мировых компаний с двойным дипломом по магистерской программе, которая предполагает обучение в Томске и Японии в течение одного года.

В ТУСУРе студенты получат диплом магистра инноватики, а в Японии станут мастерами инжиниринга. Сначала в программе примут участие примерно 10 человек, по пять с каждой стороны. В ближайшем будущем надеемся, что эта цифра вырастет до 50.

 – Расскажите о международной учебной программе Global Software Engineering («Распределенная разработка программного обеспечения»), в рамках которой происходит обучение работе в интернациональных группах, о которых так много сегодня говорят.   

–  Международным дистанционным курсом сегодня никого не удивишь, но наш образовательный проект уникален. Одно дело – прочитать лекцию, провести семинар. И гораздо сложнее дистанционно организовать работу интернациональных проектных групп.

Первая группа студентов уже прошла обучение по этому курсу в прошлом году. Итогом их работы стала совместная разработка программного обеспечения для робота, который сможет ходить в магазин вместо хозяина.

Нынешняя  многонациональная команда будущих инженеров,  которая осваивает программу Global Software Engineering, очень большая. В нее вошли не только русские и японские студенты, но также  молодые люди из Индонезии, Мексики, Вьетнама, Монголии и Китая, обучающиеся в университете Рицумейкан. К январю 2014 года они представят экспертной комиссии уже частично реализованные проекты – программное обеспечение для робота-учителя и робота – помощника службы безопасности в аэропорту.

Конечно, создание программного обеспечения для роботов-андроидов нашими студентами –  ситуация, имеющая довольно приблизительное отношение к реальной жизни.  В своей будущей профессиональной деятельности  большинство студентов будут заниматься несколько другими проектами, но это отличная возможность вовлечь студентов в работу по такой методике. На стадии обучения наша задача – смоделировать процесс производства высокотехнологичной продукции, максимально приближенный к настоящим и будущим реалиям, чтобы на этом опыте студенты научились работать в команде, грамотно распределять роли, составлять четкий план действий. Одним словом, получили навыки и умения, необходимые для разработки технологических решений и их реализации.

 – Сейчас вы активно налаживаете контакты с Францией, с Европейским институтом информационных технологий EPITECH…

– Нас очень привлекает опыт французских коллег, где в проектном обучении заняты 100% студентов. Так поставлена их система обучения: у будущих французских инженеров мало привычных для нас лекций, семинарских занятий, но они буквально с первого курса работают в интернациональных группах. В год выпуска  разъезжаются по разным странам и континентам и совместно прорабатывают заданную проектную тему, реализация которой становится их «выпускным экзаменом». В ближайшем будущем мы обязательно достигнем подобных результатов.

Университет Рицумейкан – третий по величине частный университет в Японии. В 2000 году отметил 100-летие со дня основания. Сейчас Рицумейкан – комплексный образовательный институт, состоящий из двух университетов, трех старших и трех младших школ. При каждом факультете созданы НИИ по отраслям наук. Вуз известен работой по отбору и запуску коммерчески успешных научных направлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *