«Ты одессит, Мишка…»

TNews735_15С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Одной из таких стала «Одессит Мишка» в исполнении Леонида Утесова.

Стихи, увековечившие одесситов, написал Владимир Дыховичный. Родился он в Москве в 1911 году. Окончил Московский геологоразведочный институт, работал инженером-геологом. Потом была война… Награжден орденом Красной Звезды. Был арестован в 1950 году и сослан на три года в лагерь. Освободился только после смерти Сталина.

Михаил Воловац – композитор, автор музыки к песне, родился в 1910 году в д. Тишковка Подольской губернии. В 8 лет мама привезла его, брата и сестру в Петроград. Здесь Михаил прошел консерваторское обучение по классу фортепиано. До 1943 года Воловац работал в оркестре Леонида Утесова. В этом же году он получил место дирижера в театре Музыкальной комедии, где проработал до 60 лет, поставив более пятидесяти спектаклей.
Толчком к написанию «Мишки» послужили события осени 1941 года, когда советские войска оставили Одессу. Мирный торговый город всего за несколько недель превратился в настоящую крепость, ощетинившуюся тремя рядами обороны и начавшую выпускать все необходимое для себя оружие, в том числе танки и броне-поезда. Одесситы совершенно серьезно готовились сражаться не только на подступах к городу, но и в самой Одессе. В первый раз в советской песне появилась тема о том, что войска покидают свои города. Фашисты летом 1942 года были уже возле Москвы и Ленинграда. Подходили к Сталинграду. Именно поэтому наши солдаты не только плакали во время исполнения «Мишки», но в финале вставали со своих мест, давая понять, что они все сделают, чтобы воображаемая сцена возвращения быстрее материализовалась. В августе – сентябре 1941 года благодаря фронтовым журналистам и работникам информбюро весь Советский Союз знал о том, что одесский гарнизон не просто защищает город от пятикратно превосходящего противника, но и бьет его, переходя в контрнаступление.

Когда же в 1944 году в красавицу Одессу вошли советские войска, одесситы впервые услышали «Мишку». Ведь на фронтах ее знали еще с 1942 года благодаря концертам Утесова и пластинке, записанной им в 1943 году.

Особо трепетно песню воспринимали одесситы. Многие из них считали, что она написана лично о них. На имя Утесова пришло 262 письма. Все они были от одесситов с именем Михаил. Одно из них особенно тронуло Леонида Осиповича, он даже встретился с его автором и пригласил к себе работать водителем после войны. Однако после окончания Великой Отечественной Михаил Бендеровский не приехал в Москву. Спустя много лет, вспоминая эту историю, певец с горечью заметил: «Он был человек слова. Значит, не стало Мишки. Лишь в песне остался…»

Одессит Мишка

Широкие лиманы, зеленые каштаны,
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе мальчишка голоштанный
С ребячьих лет считался заправским моряком.
И если горькая обида мальчишку станет
донимать,
Мальчишка не покажет вида,
А коль покажет, скажет ему мать:

Припев:
Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда,
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда.

Изрытые лиманы, поникшие каштаны,
Красавица Одесса под вражеским огнем.
С горячим пулеметом на вахте неустанной
Молоденький парнишка в бушлатике морском.
И эта ночь, как день вчерашний, несется
в крике и пальбе,
Парнишке не бывает страшно,
А станет страшно – скажет он себе.

Припев.

Изрытые лиманы, поникшие каштаны
И тихий, скорбный шепот приспущенных знамен,
В глубокой тишине – без труб, без барабанов –
Одессу оставляет последний батальон.
Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой,
Впервые плакать захотел он, но комиссар обнял его рукой.

Припев.

Спокойные лиманы, зеленые каштаны
Еще услышат шелест развернутых знамен,
Когда войдет обратно походкою чеканной
В красавицу Одессу победный батальон.
И уронив на землю розы – знак возвращенья своего,
Парнишка наш не сдержит слезы,
Но тут никто не скажет ничего.
Хоть одессит Мишка, а это значит,
Что не страшны ему ни горе, ни беда,
Хоть моряк Мишка, моряк не плачет,
На этот раз поплакать, право, не беда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + семь =