Хирург-онколог Людмила Семененко: «Диагноз не приговор»

Секрет ее молодости

В конце длинного коридора хирургического отделения онкодиспансера, разместившегося в корпусе ОКБ, появилась стройная фигурка в белом халате. «Вот вам и Людмила Тихоновна», – указал кто-то из больных. Эта хрупкая дама – Людмила Семененко? Легендарный специалист, отдавший служению своей профессии 50 лет (40 из них в Томском онкодиспансере)? Женщина, которая на днях отметит ну очень солидный юбилей? Не верю! Еще большее потрясение пришлось испытать, когда Людмила Тихоновна, готовясь к фотосъемке (мы нагрянули без предупреждения), распустила прическу и ее вьющиеся волосы опустились ниже колен. Эффект был оглушительный: оказывается, Семененко не просто уникальный врач, ежедневно встающий к операционному столу, но и очаровательная женщина. В чем же секрет ее профессионального долголетия и неувядающей молодости?

– В том, что я очень люблю свою профессию и своих больных, – улыбнулась визави.

Несмотря на пафос, Людмила Тихоновна, как показал дальнейший разговор, не лукавила.

Артистка или врач?

Любовь к онкологии, по словам Людмилы Тихоновны, ей привили в Киргизском НИИ онкологии. Туда она стала ходить еще в студенчестве. Просилась на операции, пыталась помогать: «Где-то промокну, где-то крючок подер-жу…» Ей нравилось, что хирургические вмешательства в онкологии сложные, объемные. Выполняя такие операции, врач каждый раз как будто сдает экзамен.

– Когда поставишь на ноги тяжелого больного, испытываешь колоссальное удовлетворение, – признается Семененко. – Ты справился, ты спас человека!

К достижению своей детской мечты стать врачом Людмила шла настойчиво и целеустремленно.

– После войны самыми уважаемыми профессиями были разведчик, летчик, врач и артист. Я в начальной школе колебалась: стать артисткой или врачом. А в четвертом классе окончательно решила, что врач, особенно хирург, – более нужная профессия. Конкурс в Киргизский медицинский институт был сумасшедший – 15 человек на место. Причем фронтовики, национальные кадры, рабочие шли вне конкурса. Но я, школьница, поступила с первого раза и до сих пор горжусь этим.

Диагноз – не приговор

Людмила Семененко утверждает, что онкологический диагноз отнюдь не приговор, как ошибочно считают некоторые. Если опухоль обнаружена на ранней стадии, она успешно лечится. В подтверждение доктор приводит опыт работы Томского онкодиспансера по лечению и профилактике рака молочной железы в 1980-е годы.

– Мы тогда открыли первый в Томской области маммологический кабинет и много занимались просветительством. Вместе с департаментом здравоохранения подготовили методическую листовку, которая тиражом 500 тыс. экземпляров была распространена по всей области. В ней говорилось, что женщина может уделить себе раз в месяц 15 минут, пропальпировать себя и обнаружить опухоль размером один-полтора сантиметра. На этой стадии излечиваемость почти стопроцентная. Запущенность рака молочной железы снизилась в те годы до 7,5%. Это очень хороший показатель.

Не ремесло, а искусство

Людмила Семененко – хирург широкого профиля: оперирует на всех органах брюшной полости (желудке, кишечнике, прямой кишке), молочной железе… На вопрос, с какими органами ей больше нравится работать, отвечает:

– Очень красивая операция по удалению опухоли молочной железы, она анатомичная, бескровная, – и, подумав, добавляет: – Да любая операция интересна. Взять ту же резекцию прямой кишки или желудка. Накануне обязательно смотришь учебники, потому что у каждого пациента свои особенности и надо быть готовым к любым неожиданностям. Психологически настраиваешь больного. Особенно тяжело пациентами принимается решение об операции на прямой кишке, там ведь есть масса деликатных нюансов. Но после наших операций профессора и академики читают лекции студентам, и никто не догадывается, что им сделаны сложнейшие операции. Важно только, чтобы человек поверил в свои силы и дал себе установку: «Я буду жить!» И тогда все будет хорошо.

Хирургия, по утверждению Семененко, – это не ремесло, это искусство. Казалось бы, какая красота и какая романтика может быть в прямой кишке? Но влюбленная в свою профессию Людмила Тихоновна умеет увидеть эстетику в самых прозаических вещах.

 Часов не наблюдает

Сложные операции длятся в отделении по 8–12 часов.

– Как, Людмила Тихоновна, выдерживаете такую физическую нагрузку?

– Когда стою за операционным столом, времени не замечаю. К тому же я работаю не одна, а в бригаде. У нас замечательные анестезиологи Александр Поздняков, Вяче-слав Семыкин, очень хорошие медсестры. В профессиональном коллективе чувствуешь себя надежно и психологически комфортно.

Усталость доктор чувствует, только когда приходит домой. Но она знает: утром ей снова на работу. А когда Людмила Тихоновна переступает порог отделения, у нее как будто новые перышки в крыльях вырастают и она снова готова порхать ради любимых пациентов.

 Как-то услышала, что донорство полезно не только пациентам, но и самим донорам. Первое было понятно. Второе решила проверить. На собственном опыте убедилась, что это так: после сдачи появлялся прилив сил. С тех пор уже много лет каждые две недели выступаю в роли донора.

Все вокруг постились. Мне стало интересно: а я выдержу или нет? 40 дней спокойно выдержала. И вот уже 15 лет обхожусь без мяса. Чуть попробую жирного, организм бунтует.

Из досье «ТН»

Людмила Семененко, онколог-хирург Томского областного онкологического диспансера. Окончила Киргизский медицинский институт в 1962 году. Работала в республиканском НИИ онкологии (Фрунзе), в онкологической поликлинике (Элиста), прошла ординатуру в Ленинграде. С 1973 года служит в Томском онкодиспансере. Заслуженный врач РФ, почетный донор РФ, врач высшей квалификационной категории.

Два сына. Старший посвятил себя строительной отрасли. Младший – полковник авиации (будет участвовать в параде Победы в Москве). Два внука.

Комментарии

Галина Студенкова,  пациентка:

– Людмила Тихоновна очень умный, грамотный и сильный специалист. Она много со мной беседовала перед операцией, объясняла, что будет делать и как. Я четыре дня лежала в реанимации, она по нескольку раз заходила, внимательно осматривала, поддерживала. Я ей очень благодарна. Больные все разные, но она к каждому умеет найти подход.

Лев Кудяков, главный врач онкодиспансера:

– Я работаю здесь всего шесть месяцев, поэтому близко познакомиться с Людмилой Тихоновной еще не успел. Но коллеги и пациенты отзываются о ней как о прекрасном специалисте и докторе, который всю свою жизнь посвятил благородному делу лечения людей. Само по себе такое долгое служение достойно уважения. Она одна из самых опытных хирургов-онкологов Томской области. Продолжает оперировать и вести больных наравне с молодыми коллегами.

Владимир Воронов, хирург-онколог:

– Людмила Тихоновна – ученица знаменитых отечественных онкологов, основателей онкологии СССР. Специалист высочайшего класса. Поражает ее витальность: выполняет сложнейшие операции, по семь-восемь часов стоит за операционным столом. Никогда не отказывает в помощи менее опытным врачам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 12 =