У каждой наковальни свой голос

Что покажут кузнецы на «Празднике топора»

16 августа 29 мастеров художественной ковки вступили в творческое состязание, которое уже в четвертый раз проходит в рамках международного фестиваля «Праздник топора». Для них разработаны три номинации: «Кованая парковая скульптура», «Малая архитектурная форма. Ландшафт» и «Современная пластика в металле».

В Год культурного наследия народов России кузнецам предстоит отобразить в металле те или иные особенности народов, населяющих нашу страну, либо представить эпические образы.

Привет от амикана

Очередная парковая скульптура томского кузнеца Владимира Кудряшова родилась за несколько недель до фестивального старта. Она выполнена по мотивам народных сказок эвенков, в которых главным героем был медведь (амикан). В своей работе мастер изобразил не только священное для северян животное, но и еще трех персонажей, также живущих в эвенкийских сказаниях. Перед зрителями предстает полутораметровый хозяин тайги в сидячем положении, правой лапой он прижимает карася, под которым в виде опоры приделан «берестяной» свиток со словами: «колэмтэ да амикан» (карась и амикан). Слева на верхнем завитке рукописи сидит бурундук – «улгуки да амикан». Медведь смотрит вниз прямо на кедровку, расположенную по центру скульптуры, где имеется еще один свиток: «энэлэ да амикан».

Задумывая такой образ, педагог Владимир Кудряшов прежде всего ставил своей задачей просветить гостей фестиваля и еще раз напомнить всем о мудрости коренных народов Севера. Эти люди бережно относились к природе и никогда не брали лишнего.

Слушать Владимира Васильевича – превеликое удовольствие, он охотно пересказывает знакомый большинству сибиряков сказ о том, как карась приобрел плоскую форму, ведь сделал его таковым медведь. А вот историю других персонажей знают немногие.

– Однажды вышел медведь из берлоги, как обычно, голодный и увидел бурундука. Хозяин тайги попросил у зверька еды, и тот поделился с ним орехами. После трапезы медведь сказал ему: «Ты хоть и маленький, но очень добрый». В знак благодарности он погладил темного зверька по спине, навсегда оставив на ней четыре полосы от когтей.

А кедровка повела себя совсем по-другому: медведь также вышел из берлоги весной, заметил птицу, которая ласково приговаривала: «Дедушка медведь, иди сюда, здесь орехов много». Тот поторопился на ее зов, а хитрюга перелетела на другое дерево. И опять зовет мишку. Так он и бродил по лесу, не найдя пищи. Вымотался вконец и молвил кедровке: «Сколько бы ты ни ела, всегда будешь голодной». С тех пор она вынуждена летать без отдыха, – подытожил сказание кузнец.

Первый раз он обратился к культуре эвенков несколько лет назад, изготовив для фестиваля охотника «Большой Амикан» в Верхнекетском районе скульптуру медведя.

Владимир Кудряшов родился в Вологде, а вскоре его семья перебралась на Крайний Север: в Якутию, Магаданскую область. После службы на флоте поступил в ТИРиЭТ (нынешний ТУСУР). Получив диплом радиотехника, остался в Томске. Здесь же нашел свою вторую половинку – в следующем году супруги Кудряшовы отметят золотую свадьбу.

Владимир Васильевич не скрывает своего возраста – ему 74 года, больше 20 лет проработал главным механиком в «Карьеро­управлении». Когда вышел на пенсию, не стал сидеть в четырех стенах, а увлекся кузнечным делом, где важно иметь художественные навыки. Рисование было его давней страстью. В молодости он активно занимался чеканкой и даже имел направление на обучение в Ленинградской художественной академии. Так с чеканки мастер перешел на кузнечную ковку.

– В настоящее время я преподаю в Томском аграрном колледже, – рассказывает Владимир Кудряшов. – Там обучаю студентов художественной ковке. На «Празднике топора» не только сам участвую, но и вывожу еще двух ребят.

По словам педагога, он нередко проводит мастер-классы в рамках городских и региональных фестивалей. Например, летом в Семилужках от желающих попробовать себя в роли кузнеца не было отбоя – молодежь выстроилась в очередь, чтобы выковать себе на память сувенир. Перед каждым таким мероприятием мастер делает солидный запас заготовок, ориентируясь на возрастную аудиторию участников. Например, малыши пробуют себя в ковке завитка или волюты, подростки 10–11 лет делают подкову, а молодежь – шишку-корзинку.

– У меня все лицо тогда обгорело, – улыбается мастер. – С утра до вечера не отходил от горна.

На счету томского кузнеца немало знаковых скульптур, сделанных за последние годы. Хранит память и самую первую работу.

– Любой кузнец начинает с исполнения завитка, – поясняет Владимир Васильевич. – Потом обязательно должен сделать подкову, а дальше лично я перешел на художественную ковку – розы, каллы, картины из цветов, скульптурными композициями стал заниматься пять-шесть лет назад.

Все свои работы он изготавливает из листовой стали с низким содержанием углерода. Этот материал хорошо подходит для сувенирной ковки. Кузнечный почерк мастера Кудряшова хорошо знаком томичам, которые нередко заказывают ему оригинальные композиции на юбилеи или профессиональные праздники. В каждой из них присутствует обязательный набор специфических деталей. Например, если это электрик, то с пассатижами, проводами и фонарным столбом, а у рыбака – бутылочка с рюмками и большая рыба.

В конце беседы Владимир Васильевич признался, что в 2017 году именно он был инициатором конкурса кузнецов на «Празднике топора» и по такому случаю изготовил входную арку, которая по сей день украшает площадку кузнецов в парке «Околица». Он же предложил тогда и название конкурса – «У каждой наковальни свой голос».

Подкова – на счастье, розы – на радость

В отличие от томского коллеги кузнец из Молчанова Константин Афанасьев решил, что будет работать на глазах у всего честного народа. В голове уже созрела идея создания парковой скульптуры – это будет объемная, больше двух метров высотой подкова на счастье.

За свою жизнь Константин Афанасьев успел поколесить по стране. Он родился на Колыме, в подростковом возрасте перебрался с родителями в Хабаровск. После армии женился, трудился сварщиком на шпалопропиточном заводе в Еврейской АО, тогда же приобрел специальность кузнеца, которая со временем стала основным видом его трудовой деятельности. 14 лет назад Афанасьевы переехали к родственникам в Молчаново.

– Здесь купил шикарную кузню. И вот сижу и думаю – что же такое сделать? – вспоминает свое первое изделие мастер. – Получилась подставка под цветы в виде буквы «С» на два горшка и еще цветочек сверху. Подарок до сих пор стоит у знакомых.

Сегодня изделия Константина Афанасьева украшают многие общественные пространства районного центра – в Парке мечты установлено «Дерево любви», на ветви которого молодожены вешают свадебные замочки. Эту скульптуру мастер подарил жителям Молчанова.

– Когда мы только приехали, в Молчанове не было ни одной лавочки на улицах, так что пришлось исправлять эту ситуацию, – с улыбкой вспоминает умелец. – Сейчас, например, на улице Димитрова они стоят через каждые 200 метров.

Но особой гордостью мастера стала работа над оформлением парка отдыха на озере Токовом, где молчановцы отмечают «Праздник гриба». Кузнец изготовил потрясающей красоты ворота и ограждение всего общественного пространства.

– Я работаю один, и, когда взялся за исполнение столь объемного заказа с жесткими сроками, были сомнения, – признается сегодня Константин Тихонович. – Но все успел: за два с половиной месяца сделал 320 метров забора и входную группу. Люблю создавать эксклюзивные вещи.

Кузнец, говорит Константин Афанасьев, не просто штучная профессия, а вымирающая. Ее надо любить, потому что это не про зарабатывание денег. Молчановский мастер использует технику ручной ковки. С какими только заказами к нему не обращаются селяне! Как он сам шутит, не делает только корабли и самолеты. Кто-то объясняет идею будущего изделия на пальцах, кто-то приносит готовый рисунок.

Но самыми искусными у него получаются розы. Когда Константин только-только осваивал азы кузнечного дела, старый мастер сказал ему: «Если научишься делать розу, можешь считать себя настоящим кузнецом».

– Надо в эту железяку душу вложить, – раскрывает секрет Константин Тихонович. – Когда выгибаешь каждый лепесток, чувствуешь металл до кончиков пальцев. Все происходит на уровне восприятия – нужно ведь не просто расплющить кругляк, а создать хрупкую форму. Помню, что, когда делал первую розу, у меня руки тряслись.

Если сегодня собрать все цветы, подаренные Константином Афанасьевым, получится огромный розарий, растянувшийся от Бишкека до Владивостока.

Два года назад мастер участвовал в «Празднике топора» и получил награду в номинации «Дебют». Нынче он намерен показать гостям «Околицы» рождение ­изящного изделия из листового железа. Зрелище будет интересным.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото из архивов мастеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.