У нас была своя спецоперация

На днях Россия отметит День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Каждый год 26 апреля в стране в память о событиях, произошедших на Чернобыльской АЭС в 1986 году, отмечается День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Будет проходить он и в нашем регионе, ведь томичи наравне со специалистами из других регионов принимали самое активное участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. В канун особого дня «ТН» поговорили с председателем ТРОО «Союз «Чернобыль» Анатолием Долговым о том, что тревожит сегодня томских чернобыльцев, что означает для них эта дата.

Проверка на прочность

– Анатолий Васильевич, расскажите, пожалуйста, что лично для вас, как участника тех событий, значит этот день?

– Для меня это день особенный. За столько лет, что прошло с 1986 года, про Чернобыль сказано, написано, снято много. Повторяться не буду. Но я бы хотел обратить внимание на то, что в то время подобная масштабная катастрофа была в своем роде первой. Да, какие-то казусы в атомной сфере случались и до Чернобыля. Но трагедии настолько серьезного, я бы даже сказал, вселенского масштаба еще не было. Поэтому устранять возникшую проблему взялись всей страной. В то непростое время и проявились могущество, целостность нашего государства, что дало свои результаты. Вдумайтесь, бетонный саркофаг, которым накрыли эпицентр взрыва, спроектировали и смонтировали на месте всего за семь месяцев. Сроки в обычное время немыслимые. А мы это сделали. Взрыв произошел в апреле 1986 года, а уже 30 ноября специалисты подписали акт о вводе в эксплуатацию нового сооружения. Поэтому для нас, чернобыльцев, этот день – наш своеобразный День победы. Так что памятные события мы отмечаем, можно сказать, дважды. К слову, с последствиями взрыва в Фокусиме в 2011 году японцы разбираются до сих пор…

Дорогу – за неделю!

– Сколько томичей принимало участие в устранении последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

– В ликвидации последствий чернобыльской аварии принимало участие значительное число наших земляков. Поэтому для региона предстоящая дата очень важна. Есть разные списки участников тех событий, цифра постоянно меняется, но примерно речь идет о пяти тысячах человек. Среди них как специалисты – строители управления «Химстрой», так и военнослужащие, многие из которых являлись срочниками.

Вообще, трудились тогда в зоне Чернобыльской АЭС, что называется, на износ, не жалея себя. Приведу такой случай. В июне 1986 года, после прибытия в зону, моим первым заданием стало участие в работе бетонных заводов, которые поставляли бетон для саркофага. Этот бетон сначала нужно было довезти до барж, которые находились на реке Припяти, что примерно в пяти-семи километрах от завода. Срочно потребовалось проложить до причала асфальтированную дорогу. Так вот мы справились с этой задачей за неделю. Сегодня, когда я привожу этот пример в назидание нашим дорожникам, они не верят. Настрой был боевой. Я не припомню ни одного случая, чтобы кто-то отказался идти в зону.

Кстати, не все обращают внимание на то, что многие из ликвидаторов чернобыльской аварии работали в районе Чернобыльской АЭС аж до 1991 года. Ведь их задача заключалась не только в возведении саркофага. Необходимо было еще создать защитную 30-километровую зону вокруг Чернобыля, охранять ее, уничтожать рыжий лес и так далее.

Около 5 тыс. томичей
приняли участие в ликвидации
последствий аварии
на Чернобыльской АЭС.

Мы тоже защищали Родину…

– Напряженные события, связанные со специальной военной операцией, затрагивают в том числе Чернобыльскую, а также Запорожскую АЭС. Что вы думаете по этому поводу?

– В период проведения СВО нам не безразлично то, что происходит вокруг Чернобыльской и Запорожской АЭС. Мы, как специалисты, понимаем, чем это все может закончиться. Постоянные обстрелы до добра не доводят. Иной раз мне кажется, что на Западе совсем потеряли голову и уже забыли о том, что такое ядерная безопасность. Но мы все живем в эпоху атома на одном земном шаре, который нужно охранять. И такое пренебрежительное отношение к жизни человечества считаю недопустимым. Почему в западных странах не задаются, например, вопросом: что было бы, если бы мы тогда, в 1986-м, не установили бетонный саркофаг? Что стало бы в этом случае с Европой? А если бы ядерное облако дошло до США? Поэтому мы вздохнули с облегчением, когда узнали, что недавно обе станции взяты под охрану.

В связи с СВО хотел бы обратить внимание на одну животрепещущую проблему.

Понятно, что сегодня государство, власти уделяют основное внимание нашим защитникам, тем, кто непосредственно принимает участие в спецоперации. Но очень хочется, чтобы на фоне всех этих событий общество не забывало бы и про чернобыльцев. В 1986 году мы тоже принимали участие в спецоперации, пускай и не военной, но тоже с риском для жизни. Напомню, люди гибли и тогда, во время выполнения своего долга перед Родиной, и потом. Много ребят ушло из жизни от последствий губительной радиации, от онкологии уже после 1986 года. И лучевая болезнь не менее страшна, чем обстрелы и боестолкновения.

Забыть нельзя

Не должна повториться афганская ситуация, когда после вывода нашего ограниченного контингента из этой страны, участникам тех событий – солдатам и офицерам советской армии – чиновники на местах говорили: «Мы вас туда не посылали, поэтому с нас спрашивать нечего». Ведь подрастает новое поколение. Оно все впитывает, считывает малейшие сигналы. У многих чернобыльцев уже выросли дети, внуки. И, если проблемы чернобыльцев будут игнорироваться, у молодых возникнет недоверие. Получится, что государство посылало своих сынов решать возникшие проблемы, и они это делали героически. А когда возникла необходимость воздать им по заслугам, то многое откладывается в долгий ящик. И кто тогда в следующий раз в трудную минуту откликнется на призыв Родины? Тем более что наши недоброжелатели начиная с 1990-х годов, когда распался Советский Союз, сложа руки не сидели. Постоянно разлагали наше общество, насаждали свои мнимые ценности, пользуясь тем, что советская идеология перестала существовать. Но свято место, как известно, пусто не бывает. А теперь мы удивляемся, откуда на Украине возродился национализм. Так что уроки Чернобыля забывать нельзя. И дело здесь не только в ядерной безопасности. Чернобыльская трагедия затронула все наше общество, и оно должно помнить своих защитников, быть в курсе их проблем, решать эти проблемы.

Справка «ТН»

Для ликвидации последствий аварии в апреле 1986 года были мобилизованы более 600 тыс. человек. В 2003 году по инициативе союза «Чернобыль» и при активной поддержке администрации Томска в сквере на пересечении улиц Дзержинского и Карташова впервые в России была построена и освящена часовня Преображения Господня в увековечивание жертвенного подвига томичей в ликвидации катастрофы. Ранее, в 1990-х годах, на этом месте был заложен памятный камень.

Автор: Андрей Суров
Фото из архива Анатолия Долгова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =