Участники конкурса бизнес-проектов системы среднего профессионального и начального профессионального образования планировали реальную жизнь

TNews740_29_CMYK

Татьяна Трошина

На днях на базе Шегарского промышленно-коммерческого техникума (с. Мельниково) прошел областной конкурс бизнес-проектов, организованный департаментом среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области. Количество представленных проектов (18), статусность экспертов и волнение выступающих ребят говорили о серьезности мероприятия. Если у кого-то первоначально и присутствовал скепсис, вызванный юным возрастом участников, то уже после первых презентаций он улетучился. Широкий диапазон идей поражал воображение, а полученные некоторыми конкурсантами практические результаты вызывали уважение. Да, были и немножко наивные работы, что естественно для новичков, пытающихся найти свою гавань в безбрежном море бизнеса.

Стирка, сварка, общепит…

Что только не предлагали участники конкурса в качестве возможных направлений предпринимательской деятельности! И развитие услуг в сфере сварочного производства (Кожевниковский техникум агробизнеса), и индивидуальный пошив одежды для собак (Томский колледж дизайна и сервиса), и организация работы тренажерного зала (Зырянский экономико-промышленный колледж), фотостудии (Томская банковская школа), станции технического обслуживания (Кривошеинский агропромышленный техникум), мини-прачечной (Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса). Несколько проектов предполагали внедрение молодых предпринимателей в отрасль общественного питания (Томский колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг, Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса, Первомайский лицей).

Удивлять креативом

Целой командой активных ребят, объединившихся в студенческое рекламное агентство JIN и уже заявивших о себе на «кусачем» рынке рекламной продукции, был представлен Томский индустриальный техникум. Защищая свои проекты, разработчики раскладывали все по полочкам: источники финансирования, возможные доходы и расходы, потенциальные риски, востребованность у местного населения. Члены экспертной комиссии уточняли детали, задавали массу вопросов. У студентов агентства JIN поинтересовались, чем они будут привлекать клиентов в условиях жесткой конкуренции, и услышали: оригинальными идеями. Ребята знают, о чем говорят: уже сегодня у них формируется солидная клиентская база, недавно, например, поступило предложение о сотрудничестве с фирмой «Фольксваген».

С интересными идеями организации семейного отдыха с использованием особенностей северного быта и создания «Птичьего двора» для производства диетического куриного мяса выступили студенты двух бакчарских профессиональных училищ. Направление агротуризма намерены развивать ребята из Кожевниковского техникума агробизнеса (знакомство городских жителей с сельским бытом), их ровесники из Кривошеинского агропромышленного техникума готовы взяться за организацию праздничных мероприятий, а девушки из Томского индустриального техникума, объединившись в ООО «Томички», решили заняться разработкой новых экскурсионных маршрутов и подготовкой экскурсоводов.

Кролики – это не только ценный мех

Очаровательным Злате Журовой и Любови Черногривовой из Шегарского промышленно-коммерческого техникума, предложившим проект открытия цветочного магазина, эксперты посоветовали действовать как можно быстрее, пока конкуренты не перехватили идею. Живейший интерес вызвал проект создания кролиководческой фермы, тем более что у студента того же Шегарского техникума Игоря Ерохина уже есть опыт разведения кроликов. Один из экспертов деликатно поинтересовался, кто же возьмет на себя функцию забоя этих милейших созданий? Выступающий пояснил, что пока об этом ему приходится просить отца. В целом же проект, по оценке экспертов, весьма перспективен.

Без проигравших

Конкурс завершился подведением итогов и награждением победителей. Приз департамента по социально-экономическому развитию села достался студенту Шегарского техникума Игорю Ерохину, автору проекта создания кролиководческой фермы, он же стал победителем в номинации «АПК». Приз Аграрного центра ТО увезла в Бакчар Елена Филиппова (производство куриной продукции), а приз Фонда развития малого и среднего предпринимательства уехал в Томск вместе с ребятами из студенческого рекламного агентства (индустриальный техникум). Это же агентство одержало победу в номинации «Социокультурный проект». Приз зрительских симпатий по праву достался разработчикам проекта по пошиву одежды для собак (Томский колледж дизайна и сервиса). В номинации «Сфера бытового обслуживания» победителем признан проект создания цветочного магазина (Шегарский промышленно-коммерческий техникум). Впрочем, как заметил замначальника департамента СПНПО ТО Николай Горюнов, проигравших в конкурсе не было: каждый участник получил опыт, который непременно пригодится в жизни.

БотаеваЛариса Ботаева, консультант Департамента по науке и инновационной политике администрации ТО:

– Я первый раз присутствую на подобном мероприятии, и, признаюсь, оно произвело на меня сильное впечатление. Молодежь в сельских поселениях растет просто потрясающая. Дети уже сейчас думают о своем будущем, предлагают рациональные и перспективные идеи, которые могут вырасти в хорошие дела. Очень важно, что благодаря таким мероприятиям, как конкурс, ребята получают возможность не замыкаться на своих территориях, а общаться друг с другом, искать точки соприкосновения. Например, студенты из Кривошеина, Бакчара, Томска, занимающиеся развитием туризма, могут объединиться и получить хороший синергетический эффект. Я увидела сегодня красивых, думающих, культурных юношей и девушек, по-хорошему обеспокоенных и своим будущим, и будущим своих населенных пунктов. Молодцы учебные заведения системы начального и среднего профобразования, они готовят такое замечательное поколение. Хорошо и то, что несколько областных департаментов объединились для поддержки молодежи.

Николай Горюнов, директор техникума. 41 год. В 1993-м окончил экономический факультет ТГУ по специальности «экономическая теория», в 2011-м Академию государственной службы при Президенте РФ. Работал финансовым директором в бизнес-структурах. Руководил аудиторской фирмой. Параллельно работал и продолжает работать на экономическом факультете госуниверситета. На должность директора техникума назначен в 2004-м

Николай Горюнов, заместитель начальника Департамента СПНПО ТО:

– Изначально я относился к сегодняшнему мероприятию как к некоему игровому действу: все-таки молодежь не самая серьезная часть общества. Но в действительности услышал несколько очень добротных, продуктивных идей, которые могут быть успешно реализованы. Вместе с тем были представлены вроде бы красивые идеи, но, к сожалению, беспомощные с точки зрения детальной проработки для внедрения их на практике. Поэтому отношение у меня к сегодняшней презентации неоднозначное: с одной стороны, восхищение лучшими работами, с другой – понимание того, что нашим студентам надо еще учиться и учиться. Хотя научиться креативно мыслить невозможно к какому-то определенному сроку, это процесс непрерывный. Меня радует, что в большинстве наших учебных заведений появились островки генерирования новых идей и развития предпринимательской жилки в студентах.

Глок-АлександрАлександр Глок, директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства ТО:

– Авторы бизнес-проектов волновались, и это нормально: опыта публичных выступлений у них пока нет. Чувствовался и недостаток жизненного опыта, это тоже нормально: начнут реализовывать свои идеи, столкнутся с трудностями, будут их преодолевать – вот вам и опыт. Сам факт того, что они хотят заниматься бизнесом, – это уже половина успеха. Если у них все получится, то они не только сами найдут дело жизни, но и создадут рабочие места для других. Мне нравится, что молодежь планирует заниматься этим там, где проживает. Те, кто сегодня всерьез не воспринимает этих ребят, очень сильно ошибаются: через 10–15 лет эти повзрослевшие ребята будут определять лицо экономики нашего региона.

СвистуновАндрей Свистунов, директор Шегарского промышленно-коммерческого техникума:

– Пять лет назад мы поставили перед собой цель: при подготовке будущих специалистов развивать у них навыки предпринимательской деятельности. У нас была создана школа бизнеса, появился студенческий бизнес-инкубатор, через который наиболее успешные проекты воплощаются в жизнь. Сегодня у нас есть 36 победителей программы «Первый шаг», есть реально действующие проекты. Например, два студента, победившие в прошлом году, оформили фермерское хозяйство, выращивают семенной картофель. Еще одна девушка вместе с родителями приобрела 20 коров и организовала молочное производство, сейчас хозяйство готовится к переработке молока. Мы вместе со студентами создали кооператив «Сибирское поле», с его помощью тоже генерируем и реализуем разные проекты. Главная миссия сельского учебного заведения – развитие родной территории. Мы говорим учащимся: квартиру никто не даст – ее надо построить, рабочее место не поднесут на блюдечке – его надо суметь организовать, деньги не упадут с неба – их надо зарабатывать и уметь считать. Развить сельскую территорию можно только с помощью знаний и энергии молодых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.