Учитель, перед именем твоим…

2023-й объявлен в России Годом педагога и наставника

«Это сделано в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя», – говорится в указе президента страны. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

Для проведения Года педагога и наставника создан оргкомитет, который возглавили заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко. В него также вошли министр просвещения РФ Сергей Кравцов, министр культуры РФ Ольга Любимова, ректор МГУ Виктор Садовничий и другие. Томичи могут гордиться тем, что в составе федерального оргкомитета, насчитывающего 34 человека, есть и представитель нашего региона – Александр Сайбединов, директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель Российской Федерации.

Кому это нужно?

– Александр Геннадьевич, насколько важно объявление текущего года Годом педагога и наставника? В социальных сетях уже развернулась дискуссия вокруг этого события, в том числе и в учительской среде. Общий посыл – увеличьте зарплату учителю и больше ничего не надо. Есть и такое предложение: оставьте учителя в покое, он и так завален отчетами, а теперь потребуют еще.

– Это не только важно, а крайне важно. На мой взгляд, подобное мероприятие должно было состояться давно. Актуальность его обусловлена тем, что настало время даже не поднять престиж учителя, а возвратить его. Да, в образовании сегодня много проблем, в том числе и таких, которые обсуждает учительское сообщество: низкая заработная плата, загруженность отчетностью, но есть то, что стоит над этими проблемами, – снижение престижа учителя, которое и приводит к их возникновению.

Президент России Владимир Путин не зря ставит задачу создать такую школу, которая притягательна своими возможностями в раскрытии талантов ребят, в подготовке их ко взрослой жизни. У инициативы президента об объявлении Года педагога и наставника есть две стороны. Одна – это образование, сфера, которой непосредственно заняты учителя, выполняя свою необходимую работу. Другая – общество, которое нуждается в учителях, выполняющих качественно свою работу.

Именно обществу в большей мере и необходимо это мероприятие под названием «Год педагога и наставника», чтобы оно обратило внимание на важность и сложность этой профессии, на ее социальную значимость. Современная школа – это не только инфраструктура и оснащение, но и ее духовное, нравственное наполнение, организация внешкольной работы, к которой необходимо активней привлекать родителей, представителей общественности. Год педагога и наставника – это и возможность повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в школу талантливые кадры, использовать опыт, накопленный советской школой. Это также шанс вспомнить имена великих педагогов – Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, других, опыт и философия которых по-прежнему актуальны. Это необходимость осознать, что общество должно быть сопричастным идеологии педагогики, которая выше остальных. Но важно, чтобы это мероприятие не прошло формально, не оставив следа в сознании общества.

Кто есть кто

– Кто такой педагог, а кто наставник? Многие путаются в этих понятиях.

– Педагог – тот, кто учит детей. Наставник – тот, кто учит учителей. Но и не только. Учитель учителей – это в школе. А вообще понятие наставника намного шире. Мой дядя был директором сельской школы. И когда он шел по деревне, с ним не просто все здоровались, проявляя особое уважение. Многие еще и советовались по своим делам – производственным, житейским. Наставник во многом авторитетный советчик, мудрый человек, который делится ценностями своей жизни.

– В конце года состоялся первый оргкомитет Года педагога и наставника. Какие мероприятия планируются?

– Их много. Это и всевозможные образовательные программы, выставки, кинопроекты, направленные на популяризацию профессии учителя, учительские конференции, форумы классных руководителей… Окончательная программа будет сформирована совсем скоро. В ее основе более 300 различных предложений. Всего предполагается привлечь к реализации этих мероприятий более миллиона учителей, свыше 10 миллионов учащихся и их родителей, в общей сложности около 80 миллионов российских граждан. Соответствующие программы будут разработаны и на региональном уровне.

Но главное не в количестве мероприятий, а в том, что они будут проходить под флагом Года педагога и наставника и к ним будет привлечено внимание лучших педагогов, средств массовой информации, культуры, и таким образом акцент внимания к проблемам образования, повышению учительского авторитета, развитию наставничества будет усилен.

Что отдал и что получил

– Вы себя считаете наставником?

– Без всякого сомнения. Многие из тех учителей, которые осознанно пришли в педагогику, – мои ученики. И они работают со мной. Как педагог я провожу всероссийские конференции, делюсь опытом. Не в том смысле, что я такой исключительный, а потому, что у любого учителя со стажем накапливается богатый опыт, который не укладывается в методички. Он во многом состоит, казалось бы, из мелких частностей, но они бесценны для человека, который только начинает свой путь. Опытный подсказывает неопытному: иди по этому пути, он проверенный, но и там тебя подстерегает то-то и то-то… Будь готов.

Я являюсь по совместительству профессором ТГПУ, и с этого года наш лицей обучает не только учеников, но и студентов Томского государственного педагогического университета по программе художественно-эстетического воспитания. Семеро из них пожелали после завершения обучения прий- ти в лицей на работу. Это тоже наш успех.

– Был ли у вас наставник?

– В советской школе не было такой классификации, как наставник. Но сейчас, из глубины жизни, я понимаю, что такие люди присутствовали. На моем пути они не случились из-за частых переездов моей семьи. А вот когда я приехал в Томск молодым педагогом и устроился в Светленскую школу, директором которой был замечательный педагог Александр Николаевич Сабанцев, он и стал моим наставником. Первые мои строки, миниатюры я показывал ему. Он тоже писал… Мы многое обсуждали, просто разговаривали, даже после того как он ушел на пенсию, держали связь. Он всегда следил за моей биографией, я чувствовал его поддержку. Заглядывая вглубь, я понимаю, что не будь его участия, мне многое пришлось бы познавать труднее.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.