Учиться всем!

От студента до ректора

Начало учебного года для Томска – вузовского и научно-образовательного города – это не только заполненные студенческие аудитории, но и реализация всевозможных программ, курсов по повышению квалификации, приобретению дополнительного образования, интеграции вузов и науки, включения университетов в бизнес-среду.

На всю катушку

Примером такой интеграции стал совместный проект ТГПУ при поддержке других томских вузов по подготовке специалистов швейного производства для Томской области. Недавно томские производители швейных изделий забили тревогу: у них все в порядке с оборудованием, оно соответствует самому современному уровню, есть спрос на брендовую одежду томских дизайнеров и изделия массового потребления, но… катастрофически не хватает швей. Производители готовы предоставить не менее 200 вакансий. Выпускники колледжей и техникумов не покрывают этого спроса.

На эту проблему обратили внимание в ТГПУ. И вот теперь специалистов для швейной отрасли будут готовить на базе вуза. Выпускники освоят современное швейное производство и смогут обучать этому мастерству в техникумах.

– Учебный план согласован с работодателями и облдепартментом потребительского рынка на основе потребностей швейной отрасли в регионе. Преподавать будут педагоги ТГПУ с привлечением профильных специалистов в области компьютерной графики и промышленного дизайна из ТГУ и ТПУ. Также будут педагоги из техникумов, но самое основное, что мы пойдем в связке с предприятиями швейной отрасли, – пояснила декан технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Колесникова.

По ее словам, в будущем к процессу обучения студентов планируют подключить педагогов из других сибирских вузов. В частности, рассматривается Новосибирский технологический институт.

На бюджет по профилю «Конструирование, технология и дизайн одежды» конкурс прошли 10 человек, среди которых есть даже юноши. Многие из студентов уже работают в отрасли и были направлены на получение высшего образования своими работодателями. Обучение будет заочным. Набор на платную основу продолжается до 1 ноября.

– Первоочередная задача выпускников – обучать будущих конструкторов, технологов и дизайнеров одежды в техникумах и колледжах. Но они могут также восполнить кадровый дефицит отрасли или даже открыть собственный бизнес, – сказала Колесникова.

Эта идея горячо поддержана областными ведомствами. Она особенно актуальна в условиях нарастающих санкций. В регионе уже реализуется пилотный проект «На всю катушку», который создан для знакомства старшеклассников с сектором легкой промышленности, а также для ускоренной подготовки дефицитных кадров. Отобрано семь школ Томска и Томского района, где есть швейные классы, семь компаний предоставили своих технологов. Создана цепочка: предприятие – технолог – учитель технологии – ребенок. Теперь еще добавлен и вуз.

Кстати, в ТГПУ не забывают о развитии своего основного направления – подготовке педагогических кадров. И здесь не возб-раняется учиться даже ректору. В течение недели команда ТГПУ во главе с ректором Андреем Макаренко посещали инновационный курс подготовки управленческих команд педагогических вузов страны, организованный министерством просвещения и Академией Минпросвещения РФ. Как известно, опытный руководитель отличается от начинающего не стажем управленческой деятельности, а своевременным переходом в следующий класс школы управления.

А новая школа требует и новых подходов – опережающих педагогических исследований, единых критериев оценки качества подготовки педагогов, создания цифровой трансформации образовательных организаций… В конечном счете все это способствует эффективному продвижению отрасли, насыщению квалифицированными специалистами региона.

Какая карьера востребована

Но, в то время как в университетах озабочены внедрением новых технологий в процесс обучения, центры карьеры вузов обсуждают, как студентам найти работу. Подобная проектно-аналитическая сессия состоялась в Институте экономики и менедж-мента ТГУ, в которой приняли участие 70 сотрудников центров карьеры из вузов Сибирского федерального округа. Всего предполагается провести восемь таких сессий с участием 500 представителей, а заключительная сессия состоится в Москве.

Проблема трудоустройства студентов и выпускников более чем актуальна. На это обратила внимание руководитель Экспертного центра карьеры Минобрнауки РФ Дарья Козырева, кстати, выпускница ТГУ. Она отметила, что всего в СФО 102 университета, в которых обучаются около 449 тыс. студентов, и им требуются рабочие места. Между прочим, не абы какие. По данным исследования АНО «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки, почти половина студентов в РФ сразу после выпуска рассчитывают получить работу с зарплатой от 25 до 55 тыс. рублей, около трети – до 85 тыс., а 8% – от 100 тыс. рублей и выше. 57% из числа опрошенных после завершения учебы планируют продолжать свое обучение, а 12% – открыть свое дело.

Ну а то, что для обсуждения проблемы выбран Томск, совсем не случайно. Известно же, что наш город – это оплот всего студенчества, к тому же здесь уже имеются некоторые наработки.

– Проблема занятости студентов, занятости выпускников очень резко обострилась в период пандемии, – поясняет проректор по образовательной части ТГУ Евгений Луков. – Тогда по инициативе министерства были предприняты первые шаги по трудоустройству. ТГУ стал одним из лидеров – была организована студенческая биржа, были выделены министерством деньги. Но пандемия прошла, а проблемы с трудоустройством студентов, к сожалению, остались.

Так что передышки – никакой.

В связке с партнерами

Это давно поняли и в ТПУ. Университет присоединился к цифровой образовательной экосистеме «Цифровой институт 4.0». С одной из томских «дочек» Газпрома ТПУ создает новую модель всестороннего развития работника за счет комплекса цифровых инфраструктурных решений, технологий и сервисов. Поскольку одним из стратегических направлений томского политеха в программе развития «Приоритет-2030» является «Новое инженерное образование», то развитие цифровых компетенций здесь становится одним из важнейших требований к современному инженеру.

Более того, здесь считают, что университет, готовящий востребованные и высококвалифицированные кадры, должен реализовывать концепцию непрерывного образования – long-life-learning, работать в связке с индустриальными партнерами, корпоративными институтами и школами, отвечать на запросы и вызовы индустрии.

– Проект «Цифровой институт 4.0» направлен на создание уникальной цифровой образовательной экосистемы, состоящей из набора связанных между собой сервисов. Это виртуальные тренажеры, образовательная платформа, цифровая библиотека и многое другое. Основная задача проекта – повысить вовлеченность сотрудников, упростить и автоматизировать процесс обучения и переобучения, а также помочь студентам лучше подготовиться к будущей работе и сократить срок адаптации на производстве. В перспективе это поможет сформировать кадровый резерв из мотивированных на непрерывное обучение сотрудников, – комментирует проректор по науке и трансферу технологий ТПУ Леонид Сухих.

Образование как вызов

В СибГМУ – своя фишка. Университет выступит организатором вебинара «Дополнительное профессиональное образование: вызовы и решения». Суть та же: как не отстать в своей профессии от требований времени. Поэтому к обсуждению приглашаются представители медицинских вузов Сибирского кластера и Ассоциации развития электронного медицинского образования. Спикеры представят лучшие практики, стратегии развития и продвижения в сфере дополнительного профессионального образования.

Не забыты и люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Их адаптация в обществе, в том числе и профессиональная, трудовая, является национальной стратегией. Для этого придуман чемпионат «Абилимпикс» в рамках президентской платформы «Россия – страна возможностей». Это движение обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию людей, имеющих такие ограничения. В 2021 году национальный чемпионат был перенесен из-за сложившейся эпидемиологической обстановки. В текущем году VIII Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томске пройдет по полной программе. В очно-дистанционном формате на домашних площадках в соревнованиях примут участие 3 тыс. конкурсантов из 85 регионов России.

Площадками проведения станут школы, колледжи и техникумы, оснащенные всем необходимым оборудованием. За звание лучших поборются 30 конкурсантов в трех возрастных категориях (школьники, студенты, специалисты) по 25 компетенциям.

Ну и наконец страна повернулась лицом к рабочим профессиям и выпускникам техникумов. В целях популяризации такого образования учрежден праздник – День среднего профессионального образования. В Томской области он будет отмечаться с 26 сентября по 2 октября. В колледжах и техникумах пройдет цикл мероприятий, среди которых спортивный забег, выставка «История системы профессионального образования», интеллектуальный квиз, открытый микрофон «История успеха» и другие. Завершится празднование шествием на площади Новособорной и концертом.

А дальше – продолжение следует.

Автор: Владислав Демченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 1 =