Удивительное это явление – династия

А династия учителей удивительна вдвойне

Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит, это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким.

Начиналось все так

– Наша педагогическая династия начинается с Валентины Зиновьевны Смирнягиной. Я ее правнучка по материнской линии и знала прабабушку очень мало. Но помню ее ласковой, заботливой и доброй, – рассказывает Наталья Пехова. – За плечами у нее 32 года педагогического стажа. До революции работала домашней учительницей. С 1917-го – учителем в школах городов Семипалатинска и Ридера. Занималась благотворительной деятельностью.

Вторым учителем педагогической династии является Анна Николаевна Сафронова, дочь Валентины Зиновьевны. Была учителем начальных классов, воспитателем детского дома в селе Пудино. В годы войны – председатель женского совета. Увлекалась художественной самодеятельностью – являлась руководителем драмкружка при Пудинском районном Доме пионеров, агитатором. Рядом с ней постоянно кипела работа и жизнь. Это был начитанный, культурный, душевный человек. Любовь к книгам, литературе, чтению она умело передавала молодежи, всегда была в курсе новинок в книжном мире.

Всеволод Николаевич Смирнягин, сын главы династии. Преподаватель, завуч, директор общеобразовательных и вечерних школ, инспектор районного отдела образования. Был награжден почетными грамотами Верхнекетского РОНО, исполкома райсовета за многолетний труд в системе народного образования. Являлся секретарем первичной партийной организации школы.

Четвертым представителем династии стала Ольга Нико- лаевна Смирнягина, сноха главы династии. Прошла много ступенек школьной лестницы – от учителя до завуча. За многолетний труд имеет множество почетных грамот. В общественной деятельности была секретарем первичной партийной организации школы, председателем профсоюзного комитета школы, участником художественной самодеятельности.

Судьба бабушек, родных – свидетелей Великой Отечественной войны сложилась нелегко. Как и многие другие, они испытывали голод, пережили потерю близких людей. Но невзгоды не надломили их, не поколебали веры в добро и справедливость.

У нас в Томской области более 50 учительских династий. Истоки многих – в начале прошлого века, а общий стаж превышает девять тысяч лет! В этой славной истории – и ваши имена.

Владимир Мазур,
губернатор Томской области

Любовь – всему голова

Эмма Александровна Щеблова, внучка главы династии, – выпускница Томского государственного педагогического института. 29 лет отработала педагогом в школах села Зырянского. 26 лет – в образовательных учреждениях Верхнекетского района. Ветеран труда и преданный краеведению человек.

Эмма Александровна отличная хозяйка. Для взрослых уже детей и внуков остается мудрым советчиком, готова в любую минутку добрым словом поддержать дочь и зятя.

Дмитрий Максимович Щеблов, муж внучки основательницы династии, всю жизнь отдал образованию. О нем говорили – Педагог с большой буквы.

Несмотря на занятость на работе, Дмитрий Максимович был заботливым семьянином, любил и во всем поддерживал жену. Они оба хорошо танцевали, и это была самая красивая пара на любой танцевальной площадке. Через всю жизнь Дмитрий Максимович пронес любовь и нежность к близким людям.

Татьяна Всеволодовна Александрова, внучка главы династии. После окончания Томского государственного педагогического института – учитель математики Белоярской средней школы № 1. Награждена Почетной грамотой министерства просвещения. Активистка, участник художественной самодеятельности.

Наталья Дмитриевна Пехова, дочь Щебловых, правнучка основательницы династии учителей. После окончания ТГПИ работала преподавателем, заместителем директора, сейчас – учитель информатики школы № 2 Белого Яра. Почетный работник общего образования РФ, лауреат регионального конкурса «Педагогическая династия», обладатель знака «За верность званию учитель», участник заочного этапа профессионального конкурса «Учитель будущего». Педагогический стаж 33 года.

582 года –
трудовой стаж этой династии.

Зов крови

– Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить, – рассуждает Наталья Дмитриевна. – Учительство познано еще с детства, долгие, иногда и за полночь подготовки к урокам моих родителей. В доме постоянно говорили о школе, об учениках, которые часто бывали у нас дома. С особым трепетом вспоминаю походы с мамой в школу, желание всегда носить с собой портфель «как завуч», рассказы бабушки о работе моей прабабушки, которая была директором школы. Встречи с выпускниками моих родителей, их живейший интерес к делам и успехам, помощь в решении проблем своих воспитанников. Учитель должен не «работать с детьми», а делить с ними радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.

Эти яркие воспоминания детства говорят о том, что она выбрала свой жизненный путь не случайно. Вечера в ее семье превращались в мини-педсоветы, на которых делились опытом, советовались и принимали решения. С тех самых детских лет пришло понимание, что педагог – это не профессия, это зов сердца, «зов крови».

Именно бабушка, мама и папа научили ее восхищаться учительским трудом. Поэтому выбор профессии был предначертан – учитель!

После окончания пединститута с мужем, Валерием Дмитриевичем, приехали в Белый Яр, где и началась ее педагогическая деятельность.

– Учитель – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Без малого 20 лет преподаю информатику. Свой предмет, своя область знаний для меня являются ведущими. В силу специфики предмета учу детей новым способам получения и обработки информации. Компьютер и интернет вошли уже почти в каждый дом. Поэтому ИТ-компетентность становится во главу угла и требует постоянного совершенствования. Перед собой ставлю цель – подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, – рассуждает Наталья Дмитриевна. – Мне очень повезло в жизни, у меня дружная семья. Мы с мужем воспитали двух детей, сына Олега и дочь Анну.

Теперь Наталья Дмитриевна может с уверенностью сказать, что если бы ей снова пришлось делать выбор, она бы выбрала только эту профессию.

Мужская составляющая

Валерий Дмитриевич Пехов, муж правнучки главы династии. После окончания средней школы получил специальность «электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования». С детства Валерий увлекается техникой, постепенно это увлечение перешло в призвание. В армии он получил удостоверение инструктора по обучению вождению на колесных транспортных средствах. Вернувшись после службы в Томск, поступил в пединститут на инженерно-педагогический факультет, где и встретил свою любовь.

В своих воспитанников Валерий Дмитриевич вкладывал все свои знания, умения и любовь к технике. Учил слесарному делу, ремонту и правильной эксплуатации автомобиля. Главной его отличительной чертой как в работе, так и в жизни является то, что он не терпит никаких отступлений от правил, обладая высоким мастерством вождения автомобиля, он никогда не нарушает правил и добивается того же от своих подопечных.

Валерий Дмитриевич участник областных конкурсов и фестивалей, где его работы получают высокую оценку. Освоил современную лесозаготовительную технику – преподает спецдисциплины «Мастер по лесному хозяйству», «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин», «Лесное и лесопарковое хозяйство» в филиале ОГБПОУ «АТПРОМИС». Дважды был экспертом региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WordSkils Russia) Томской области. Сам являлся участником регионального чемпионата «Навыки мудрых».

Олег Валерьевич Пехов, сын правнучки главы династии, младший научный сотрудник, старший преподаватель кафедры комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем (КИБЭВС) ТУСУРа. Олег, окончив университет, поступил в аспирантуру и сразу начал преподавательскую деятельность на кафедре КИБЭВС. После ее окончания продолжил работу на этой же кафедре. Имеет благодарность за подготовку победителя в IV Межвузовском конкурсе выпускных проектов IT Академии Samsung в номинации «Интернет вещей».

Все представители этой династии получили прекрасное образование и профессии педагогов.

* * *

Удивительное это явление – династии педагогов. Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это – гены, тот самый «зов крови», дар учить, переданный по наследству? Или нечто, полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, на то необходимо веление души.

Автор: Татьяна Лобанова
Фото из архива династии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − семнадцать =