Урок или игра…

Надо ли из школьных занятий устраивать спектакль?

С Алиной Черемис, студенткой третьего курса Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), мы встретились, едва она сошла с трапа самолета по возвращении из Москвы, где принимала участие в собрании студентов – лидеров общественного мнения педагогических вузов, организованном Центром просветительских инициатив Министерства просвещения РФ совместно с самим министерством.

О том, какие вопросы обсуждались на нем, в чем состоит миссия учителя и каким должен быть современный педагог, мы беседуем с Алиной.

Забавы учителю не помеха

– У каждого мероприятия есть своя цель. Какая цель была у этого собрания?

– Просветительская. Популяризация педагогической профессии через ее продвижение и оказание помощи студентам в приобретении необходимых компетенций и навыков.

– А вы как там оказались?

– Можно сказать, случайно. У меня спросили, хочу ли я поучаствовать в собрании. Я, конечно же, согласилась. Правда, меня не предупредили, что прежде надо подготовить проект. Думаю, выбор пал на мою кандидатуру, потому что я активист студенческого клуба, который организует многие мероприятия в вузе. Мы пишем сценарии, проводим конкурсы, встречи. Я также вхожу в актив на своем факультете.

Когда выяснилось, что, прежде чем стать участником собрания, надо создать проект, направленный на популяризацию профессии учителя, причем с целевой аудиторией 10–11-й классы, и пройти конкурсный отбор, а времени оставалось очень мало, я собрала команду своих друзей и попросила их поучаствовать в обсуждении. Идея у меня была такая: сейчас молодежь много времени проводит в интернете, и было бы хорошо, чтобы и молодые, и опытные педагоги в лаконичной форме делились своим опытом, рассказывали интересные истории из своей профессиональной жизни, возможно смешные и забавные, но которые развеивали бы устоявшиеся мифы об учителях. Так родилась разработка «Я сделала свой выбор», в основе которой создание телеграм-канала «Будни учителя», где представлены короткие видео с интересными историями из жизни школы, описанием закулисья профессиональной деятельности. Для старта был снят первый ролик, в котором я в роли учителя показывала плюсы и минусы профессии в забавной форме. Этот проект и был представлен на отборочный конкурс и набрал 48 баллов из 50. Результат стал счастливым билетом на собрание, в котором участвовали 28 моих сверстников из разных регионов

– Как была построена работа собрания?

– Мы много общались. Обменивались мнениями, делились опытом. Все три дня были насыщены встречами с ведущими спикерами, мастер-классами, лекциями, вебинарами. С нами встречались министр просвещения РФ Сергей Кравцов и его первый зам Александр Бугаев.

Обсуждали, например, бренд учителя. Говорили о том, как педагогу вписаться в современную образовательную среду, чтобы не оказаться на обочине времени, даже имея опыт и педагогический талант. Меня, например, очень привлекает идея обучения через игру. Геймификация образования – это тоже тренд. Здесь я услышала слова, которые произносила мой замечательный педагог по математике: «Класс – это ваша сцена». И запомнился совет заместителя министра образования Александра Бугаева: «Все преодолевается любовью и хитростью». В том смысле, что в любой конфликтной ситуации, если она возникает в отношениях с учеником или коллегой, надо всегда исходить из того, что ты любишь и уважаешь их и, отстаивая свою точку зрения, не идешь напролом.

Выбор без выбора

– Алина, почему физмат и почему учитель?

– Я очень люблю физику и математику, у меня в школе были прекрасные учителя. К тому же мой отец – чистый технарь, он окончил ТУСУР, а вот мама – педагог-психолог дошкольного образования, выпускница ТГПУ. Так что физика – от отца, стремление к творчеству – от мамы. А выбор профессии даже не обсуждался, я очень люблю детей и педагогическую работу.

– Давайте поможем нашему правительству решить вопрос государственной важности. Вы, наверное, в курсе, что в этом году вузы недобрали абитуриентов на специальности, связанные с физикой. Что не так с этим предметом? Или дело не в нем?

– Да, я знаю об этой проблеме, и она меня огорчает. Во-первых, физика никогда не была легким предметом и не у всех есть стремление познавать ее глубины. Во-вторых, многих пугает ЕГЭ. Для 11-классников это серьезное испытание. Я была одной из лучших учениц по физике и математике, но, когда пришло время сдавать ЕГЭ, я увидела, насколько формализован подход. ЕГЭ не проверяет ваши знания, а проверяет способность выполнения примитивных заданий из списка контрольно-измерительного материала. Там нет творчества, а для меня это важно. Когда я могу решить задачу несколькими способами, а мне предлагается только один, прописанный в тесте, становится неинтересно. Этот ограниченный стандарт не подвигает к саморазвитию, к поиску вариантов.

Это же относится и к преподаванию. Если учитель не любит свой предмет, застыл в своем развитии, он не сможет увлечь им своих учеников, получить отдачу. Умение учиться прививается в школе. И, если учитель не может ответить на скептический вопрос учеников «А зачем мне эта физика?» и не попытается их убедить, что физика вокруг нас и знание ее может пригодиться в любом повседневном деле, интерес к предмету будет утерян.

В ногу со временем

– Как этого не допустить?

– Шагать в ногу со временем. Быть интересным молодому поколению. Не секрет, что в последние годы престиж учительской профессии упал. Это когда-то у учителя было колоссальное признание. Теперь и в школах, и в родительской среде, и в обществе в целом отношение несколько иное. Изменилось и само поколение школьников. У них клиповое мышление, они черпают информацию из соцсетей. Поменялся их взгляд на обучение, им нужна наглядность, креатив, игровая форма, вовлеченность в процесс, они не воспринимают сухое изложение материала. С ними надо разговаривать на их языке. Многие опытные учителя, которые не сопоставляют свои знания с потребностями молодого поколения, испытывают сейчас определенные трудности. Сегодня уже нельзя преподавать так, как даже 10 лет назад.

– А не скатимся ли мы до примитивизма, превращая урок в игру, в инсценировку, когда базовые знания перестают быть главной ценностью школьного образования? Иными словами, не заиграемся ли мы в угоду новомодным веяниям?

– У меня мало опыта. Но я – за мастер-классы, за использование современных средств коммуникаций, интернет-возможностей. Они открывают безграничные перспективы и для учеников, и для учителей. Главное, пробудить в детях интерес. Знаете, когда я поняла, что полюбила физику и математику? Когда испытала первый восторг от найденного способа решения сложной задачи. Ты идешь непроторенным путем – дальше, дальше, еще не зная, что впереди, и вот оно – озарение и результат! Ты смогла… Такую же бурю эмоций у меня вызывает сцена. Я хочу попробовать себя в игровой форме, чтобы и самой суметь нескучно донести сухой материал, и получить отдачу. Это особенно важно с ребятами 7–8-х классов, которые только начинают изучать физику. Для учителя это работа с чистого листа.

Интернет – мой друг

– В каком проекте вы хотели бы себя попробовать?

– Во время работы собрания мы побывали в офисе соцсети «ВКонтакте» сначала на экскурсии, а затем с учетом современных трендов в образовании, проблем, связанных с толерантностью, буллингом, безопасностью детей, разбились на группы и работали над проектами.

Во время общения одна девушка посетовала на то, что родители не позволяют детям до 14 лет пользоваться сетью «ВКонтакте». Мол, дети засоряют мозги ненужной информацией, их поджидает немало опасностей. И тут меня словно озарило: а почему бы не создать безопасную соцсеть именно для детей этого возраста? Меня поддержали другие участники, у нас сформировалась группа, по сути разработавшая бизнес-план для этого проекта, который назвали VK Кids. Причем обозначили начальный возраст от 4+. Почему так? Потому что дети с раннего возраста тянутся к телефону, поскольку от телефона не отрываются их родители. И разве не разумней научить их безопасному пользованию, нежели запрещать?

Идея состоит в том, что в соцсети «ВКонтакте» регистрируются родители, они высказывают пожелания, что хотели бы иметь в этом детском интернет-пространстве, а уже к их мнению подтягиваются вузы и разрабатывают соответствующие программы – учебные, оздоровительные, познавательные, развлекательные… В течение 10 лет ребенок пользуется этой сетью, а затем переходит в другую безопасную интернет-среду – для тинейджеров.

Я представляла этот проект, над которым мы работали сообща. Мне он очень нравится. Нашим кураторам он понравился тоже. Нам не обещали его реализовать, но гарантировали передать в те структуры офиса, где занимаются разработкой программ. В дальнейшем я хотела бы действовать в этом направлении, используя соцсети как безопасную площадку для развития детей и для собственного обогащения новыми компетенциями, необходимыми современному учителю.

Автор: Нина Губская
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 11 =