Успеть за восемнадцать секунд

Многие томичи жалуются на работу светофоров в городе

У томичей накопилось много вопросов к организации дорожного движения в городе. Один из главных – работа светофоров. К ним нарекания в основном у пешеходов, недовольных малыми временными интервалами, необходимыми для перехода проезжей части. Впрочем, есть и другие жалобы. Как реагируют на них городские власти?

ГИБДД ни при чем

Уверен, для многих томичей будет откровением то, что светофорные объекты (так правильно называются светофоры) не имеют практически никакого отношения к ГИБДД, хотя напрямую участвуют в организации дорожного движения. Сегодня их обслуживанием и содержанием в Томске занимается функционирующее уже три года муниципальное казанное учреждение «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД). В его обязанности входят: установка, замена, содержание светофорных объектов и других технических средств для организации движения.

Но это не единственная организация, занимающаяся светофорами. Существует еще ОГКУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение Томской области», осуществляющее ту же деятельность, но в рамках всего региона. Когда-то этому учреждению принадлежали все технические средства организации дорожного движения в регионе. Но законодательная база меняется, и сейчас в рамках федерального законодательства идет передача этих технических средств от областной структуры городским властям, которые и представляет ЦОДД. Кстати, к техническим средствам относятся не только светофоры, но и дорожные знаки, разметка, барьерные ограждения. Процесс передачи небыстрый, идет несколько лет. На данный момент ЦОДД передано уже 102 светофора. Но в собственности СМЭУ еще находится 107 городских светофорных объекта. Часть из них станут городскими в этом году.

Впрочем, все эти бюрократические тонкости томичей, по идее, волновать не должны. Главное, чтобы все светофорное хозяйство работало как надо. А это, к сожалению, происходит не всегда. Что с обращениями горожан? Например, недавно жительница Томска Алина пожаловалась на то, что на светофорах, установленных на перекрестке улиц Льва Толстого и Сибирской слишком громкие звуковые сигналы, мешающие жителям окрестных домов отдыхать.

– Эти сигналы слышно круглосуточно даже при наглухо закрытых окнах за 50 метров от источника, – отмечала женщина, – без берушей жить невозможно. Орут аж три светофора по очереди, нет ни секунды тихой, даже шум машин не заглушает их.

Куда обращаться?

Также Алина посетовала на то, что, кроме звукового сигнала, из квартиры можно услышать речевую информацию светофора, предупреждающую о переходе.

– В цивилизованных странах это называют шумовым загрязнением, у нас тоже предусмотрены комфортные условия для обитания в своем жилище, но невозможно спать, отдыхать, работать. И самое главное, жильцы не знают, куда писать жалобу! Непонятно, кто отвечает за эти светофоры, население не информировано, – подытожила она.

В мэрии проблему пообещали решить, и на данный момент, насколько нам известно, пищащий и речевой звуки сигналов светофоров приглушены.

Но что будет, если светофор вообще откажет? По словам специалистов, на устранение неисправностей им отводятся сутки. Затем – штраф. Кстати, в минувшем году на оплату штрафов ушло в два раза меньше средств, чем в 2021-м. Так что выводы делаются. Нелишним будет напомнить, если вы недовольны работой светофоров или других объектов улично-дорожной сети, то по номеру 005 можно позвонить в круглосуточную оперативно-дежурную службу мэрии.

А как с другими замечаниями, высказываемыми горожанами? Например, какова ситуация с малыми временными интервалами, отводимыми для перехода улиц пешеходами? Особенно много жалоб поступает на светофорные объекты в районе Транспортного кольца и улицы Южной.

– Что касается временных интервалов, то как такового ГОСТа в этом вопросе нет, – отмечает и.о. начальника Центра организации дорожного движения Эдуард Галоян, – есть лишь методические рекомендации специалистов. По ним на переход одной полосы движения пешеходу отводится минимум от трех до трех с половиной секунд. Если полосы две, то умножаем эту цифру на два. Получаем примерно шесть-семь секунд на переход двухполосной дороги. Подчеркну, это именно минимальное количество времени. Плюс к тому рекомендуется еще добавлять пять секунд для тех, кому двигаться тяжело, – пожилых людей, инвалидов. В общем, средний интервал для перехода пешеходами четырехполосной дороги в Томске составляет примерно 18 секунд.

5 лет составляет гарантия на современный светодиодный светофор, а срок его службы – 10 лет.

Важно соблюсти баланс

В Томске есть и светофоры с кнопкой, или так называемой вызывной фазой, для пешеходов. Их осталось мало, но они существуют. В зоне установки этих светофоров временные интервалы таковы: 60 секунд отводится для проезда транспорта и 15–18 – на переход дороги пешеходами. Томичам полезно это знать, потому что информационное временное табло на таких светофорах отсутствует.

По словам Галояна, со светофорами, установленными в районе Транспортного кольца и пл. Южной, ситуация несколько отличается от общегородской. Светофоры в этом месте завязаны в общую автоматизированную систему управления дорожным движением, что необходимо для разгрузки Транспортного кольца. Этим в свое время занималось СМЭУ Томской области. И необходимый интервал для пешеходов здесь высчитывался исходя из необходимости недопущения заторов.

– Соблюдение временного баланса между пешеходами и автомобилистами – извечная проблема. Сделаешь интервал больше для пешеходов – страдают автомобилисты. Начинаются пробки, особенно в час пик. Пойдешь навстречу автомобилистам – будут недовольны пешеходы, жалующиеся на то, что через дорогу приходится нестись во всю прыть, – отмечает консультант отдела организации дорожного движения департамента дорожной деятельности и благоустройства г. Томска Юлия Гончарова. – Здесь важно руководствоваться не эмоциями, а опираться на мнение специалистов, которые проводят необходимые замеры, вычисления. Выезжают в зону работы светофоров и высчитывают транспортный поток. Конечно, мы стараемся учитывать и мнение пешеходов. И, если, например, поступает много жалоб на какой-то светофорный объект и мы видим, что действительно временной интервал для пешеходов на перекрестке недостаточный, можем его несколько увеличить.

Пример – перекресток ул. Белинского и пр. Кирова. Для того чтобы снизить в этом месте транспортный поток, временной интервал для пешеходов установленного здесь светофора несколько раз уменьшали. Вначале было 20 секунд, потом 18, затем интервал уменьшили даже до 15 секунд. Это связано еще и с тем, что находящаяся рядом восьмая школа уже несколько лет на реставрации и пешеходов на перекрестке не так много. Но как только она начнет вновь работать, временной интервал для пешеходов обещают сделать больше.

Экзотика не пошла

Также много вопросов у томичей по поводу перекрестка ул. Басандайская – Богашевский тракт. Это место в свете предстоящего строительства новой дорожной развязки вызывает немалый интерес. Здесь был проведен эксперимент. Специалисты установили солнечные батареи, которые должны были питать находящиеся на перекрестке светофоры. Но продержались батареи недолго. Точного ответа на вопрос, что стало причиной их демонтажа, в ЦОДД дать не рискнули, все-таки это епархия областного СМЭУ, но предположили, что в нашем не очень солнечном краю такая идея изначально была спорной.

– Мы пытались экспериментировать с солнечными батареями, устанавливая их в городе в связке с мигающими желтыми светофорами (устройства переменной сигнализации). Все-таки эти мигалки не такие энергозатратные, как полноценные светофоры, – рассказал Галоян, – но все равно энергии для их питания хватало едва-едва. К тому же не забывайте, что в процессе энергопотребления в данном случае участвуют не только солнечные батареи, но и обычные аккумуляторы, накапливающие электроэнергию. И эти аккумуляторы, которые к тому же еще нужно оберегать от холода, теплоизолировать, не вечны. Через несколько лет их необходимо менять, даже если это хорошие современные гелевые источники энергии. А есть еще сложные контроллеры, все это регулирующие. В итоге от затейливой идеи отказались.

Но давайте признаемся, городу важнее не «солнечная экзотика», а обычные светофоры, но количеством побольше. Ведь еще очень много мест, где их пока нет, но они необходимы. Особенно это касается образовательных учреждений. По словам Юлии Гончаровой, уже стопроцентно можно утверждать, что в этом году светофор появится в районе 53-й школы. Также специалисты обещают полноценный регулируемый пешеходный переход со светофором на перекрестке улиц Красноармейская – Косарева. Плюс к тому будут оборудованы полноценным светофором перекрестки улиц Герцена – Киевская, Киевская – Карташова. Там светофор есть. Но отсутствует пешеходная секция, необходимо светофорные объекты дооборудовать.

Что ж, будем надеяться, светофоров в городе будет все больше, а значит, жить в нем станет безопаснее. Главное, чтобы денег на все хватило.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 15 =