В середине июня в Томске в третий раз пройдет форум «Корпоративная социальная ответственность: перспективы и возможности» с участием известных бизнес-экспертов из Москвы и Томска. Он соберет 150 участников, тогда как в первом форуме было всего 15.
Люди организовали бизнес, реализовали внутренние потребности в материальных вещах и захотели чего-то большего, – подмечает тенденцию один из организаторов форума Роман Казаков, основатель компании «Мир суши».
Конечно, бизнес существует ради бизнеса, а не ради помощи другим. Но то, что он меняется, нельзя не заметить. Это уже не новые русские с привычкой сорить деньгами. Но еще и не западные буржуа, готовые завещать свое состояние благотворительным фондам. «ТН» попросили нескольких известных бизнесменов рассказать, как они лично переживают эту эволюцию.
Силиконовенькая долинка
С Андреем Поздняковым мы беседуем на митинге «За честные выборы». «Человек, у которого есть все, и, казалось бы, чего ему еще надо…» – анонсируют выступление президента группы компаний «Элекард». Одет неброско, единственное, что обозначает человека обеспеченного, – «Мерседес» E-класса. На нем в день выборов президента Поздняков носился по Томску во главе одной из мобильных групп, контролировавших ход избирательного процесса.
– «Есть все» – это любимая работа и замечательный коллектив, – он по-своему трактует слова ведущего. – «Всего» в смысле материальной обеспеченности у меня нет, я не являюсь человеком обеспеченным с точки зрения зарплаты, размера личного потребления.
Был, конечно, период новорусскости – демонстративного расходования денег. Но прошел быстро.
– В процентном соотношении среди бизнесменов стало больше людей ответственных, – считает Поздняков. – Но не потому, что из условно плохих они вдруг стали условно хорошими, скажем, кто-то заработал денег и вдруг начал кому-то помогать. С моей точки зрения, люди не меняются: помогают те, кто и раньше помогал. Просто те, кто случайно разбогател в лихие 90-е, быстро пропали из виду: либо уехали «на пенсию» за границу, либо так же быстро деньги потеряли.
Андрей, сколько себя помнит, всю жизнь что-то организовывал – школьные праздники, студенческие театры и т.д. Как только стало можно – в 1988-м – организовал свой бизнес. В 1993-м пришел в «Элекард»:
– Со временем на многие вещи я стал смотреть по-другому. Но мотивация не поменялась: цель – не сделать что-то, чтобы заработать денег, а заработать денег, чтобы сделать что-то. Сейчас это «что-то» – маленькая силиконовенькая долинка в отдельно взятом Томске. Звучит странно, да. Но когда в 1998 году я заявил, что хочу создать всемирно известную софтверную компанию, все тоже спрашивали: «Ты с ума сошел?» А теперь она есть.
Путь к себе
– Последние лет 10 наблюдается тенденция – люди насытились стихийным рынком, организовали бизнес, реализовали потребности в материальных вещах и захотели чего-то большего, – считает Роман Казаков.
Сам он удивил партнеров и знакомых, когда два года назад решил передать управление компанией менеджерам и занялся некоммерческими проектами. За спиной было почти 15 лет бизнес-опыта.
– Был период, когда я всю жизнь свел к зарабатыванию денег. А самореализации не было… Молодой, а все уже есть. И что с этим делать – непонятно, – Казаков скептически улыбается. – Смотришь на других бизнесменов: вечеринки, гулянки, прожигание жизни. Пытаешься жить так же. Но с каждой купленной машиной уровень удовольствия от покупки падает. Еще и проблемы со здоровьем начались…
Случайно познакомившись с философией Синельникова, Казаков поменял образ жизни: подъем в 6.00, зарядка, никаких ночных тусовок. Со временем захотелось приобщить к этому других, и «Мир суши» выступил организатором утренней зарядки с известным тренером по йоге Вячеславом Овсянниковым.
– Я понял, что могу применять свои таланты и на благо Томска, – говорит бизнесмен. – В итоге был создан благотворительный фонд «Мир моей мечты», который сегодня ведет пять крупных проектов. Я не делаю их сам – даю возможность молодым себя реализовывать. Людей с интересными идеями приходит все больше, и моя деятельность часто сводится к помощи в стартапе. Из «Мира моей мечты» хотим сделать полноценный фонд поддержки социальных инициатив с самостоятельными грантами, который бы наравне с городом мог решать социальные проблемы. Ведется разработка портала «Сделай дело!» – площадки для взаимодействия представителей бизнеса и НКО.
Деньги за идею
– У бизнесменов появились свои дети, и никто не хочет, чтобы они росли в обществе стяжательства, наживы, – объясняет «сдвиг сознания» Наталья Гречихина, президент Томской региональной подводной федерации, совладелица компании по производству и продаже швейных аксессуаров высокой моды.
Бизнес Гречихиной сложился в 1990-е: познакомились с итальянцами, которые хотели возить в Томск ткани, и стали их партнерами. Сегодня семейное дело физически находится в Москве и в Италии.
– Первые деньги были потрачены глупо: муж подарил мне золотые часы «Картье», я ему – безумно дорогой браслет. А у нас даже нормальной квартиры не было! – смеется Наталья. – Первые машины – крутые тачки, а сейчас ездим на простых. Из четырех наших сыновей только у старшего (ему 30) есть автомобиль, остальные таких желаний пока не выразили: говорят, «груда металла» в жизни – не главная вещь.
– К благотворительности нас вынудили обстоятельства: когда пришло время отдавать детей в секции, все было в страшном упадке, – продолжает Наталья, в прошлом рекордсменка мира по подводному плаванию. – Сын Андрей начал заниматься футболом – покупали всей команде экипировку, билеты для поездок на соревнования, потом он перешел в подводный спорт, стали помогать подводникам. Другой сын, Анатолий, нашел себя в музыке – помогали, чем могли, музучилищу. Но в большинстве, мне кажется, общество еще не созрело для большой благотворительности. У нас практически нет меценатов, а если есть, то анонимные, потому что обязательно скажут: «Пиарятся!» Первая на моей памяти акция, после которой меня и других бизнесменов не обвиняли в самопиаре, прошла этой зимой – 22 спонсора поддержали международные соревнования по плаванию в ластах и спортивному дайвингу «Снежные ласты».
В рамках соревнований было устроено благотворительное шоу – эстафета пловцов «Сборная Томска против сборной мира». Вел его известный комментатор Владимир Стогниенко. Чтобы занять место на трибуне, нужно было купить билет номиналом 1 тыс. рублей.
– Практически все 50 билетов выкупили два человека – Наталья Черевко, директор Центра семейной медицины, и Евгений Борунов. И не просто выкупили – раздали детям из неблагополучных семей, арендовали для них автобус и привезли на соревнования. Вот это меценатство! А интерес спонсоров растет: в прошлом году у «Снежных ласт» их было пять-шесть, – подытоживает Наталья, – но, чтобы привлечь их, нужны яркие идеи. Просто так с деньгами ни один нормальный бизнесмен не расстанется.
сказано
Константин Нотман, генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор»:
– В целом я бы не стал говорить о какой-то возросшей сознательности бизнеса: нельзя противопоставлять бизнес и «других». В бизнесе работают люди, являющиеся частью всего общества. Если общество становится гуманнее – это не может не отражаться на бизнес-сообществе, если агрессивнее и более нигилистичным – туда же идет бизнес. Если обществу привит пиетет перед законом – бизнес автоматически становится более цивилизованным.
Артем Рыкун, декан философского факультета ТГУ, доктор философских наук:
– На Западе благотворительность является нормой, наши же реалии пока не позволяют всерьез думать о ком-то другом. В 2007-м я выступал на конференции в Колумбийском университете, был вопрос из зала: «В России людей интересует только ближний коммуникативный круг: семья, друзья. А есть ли что-то такое, за что русские готовы умереть? Как у нас Билль о правах…» Тогда ничего такого не было и вряд ли появилось сейчас. Но, без сомнения, каждый человек связывает благополучие своей жизни с неприкосновенностью частной собственности и жизни. Ни ОМОН, ни спецназ, ни милиция – никто не должен противоправно действовать против обычных граждан. И при наличии неких гарантированных свобод, может быть, люди заинтересуются не только частными проблемами. Обеспеченные граждане могут быть в авангарде процесса: им есть что защищать и чем делиться.