3 июня на траление водных артерий региона отправились сотрудники транспортной полиции, экологи-«стрижи», специалисты ГИМС, рыбнадзора, охотобщества, «Верхнерыбвода» и томского клуба рыболовства. В рейд по Томи специалисты взяли и корреспондентов «ТВ».
Чтобы проверить на наличие незаконных орудий лова максимум подводного пространства, каждому участнику рейда на Томи отвели свой отрезок. В итоге на протяжении80 километров(от Алаевского поста до места впадения Томи в Обь) цепкие лапы «кошек» вытащили из реки 27 рыбацких сетей.
– Томь – водоем общего пользования, рыбачить сетями нигде, кроме протоки Ярское, нельзя. Но многим законы не писаны, – поясняет глава томского отдела ВТУ Росрыболовство Сергей Егоров. – Хотя и без сетей улов нынче завидный: рыбы в Томи море – елец, судак, лещ, окунь, язь. Весной большого разлива рек не было, поэтому рыба не ушла, да еще и молодняк прибавился.
Мы едва отплыли от берега, а цепкий глаз специалиста уже разглядел на поверхности воды несколько «пляшущих» пластиковых бутылок.
– Точно есть сеть: в воде на бутылку зафиксирована, на берегу привязана к кустам, – поясняет Сергей Егоров.
Полицейский катер приближается к месту возможной «растяжки». «Кошка» ныряет и возвращается с добычей. Поймав сеть за хвост, сотрудники полиции вытягивают 150-метровую браконьерскую снасть из-под речной глади. Сеть оказалась с уловом, попавшегося судака отпускают на свободу.
Проходим метров 50, и картина повторяется: снимаем снасть за снастью. Многие сети пусты, на рассвете хозяева их уже выпотрошили.
Всего в результате траления водоемов области 3 июня специалисты сняли 273 сети общей протяженностью14 км. В реку отпущено370 кгрыбы. В ряде случаев браконьеров удалось схватить за руку: составлено 24 протокола, 2 материала (по вылову осетров) переданы для возбуждения уголовного дела. На Томи снято 27 сетей, выпущено32 кгрыбы.
Кстати
Баржи-бакены
Пока специалисты на маломерных судах прочесывают Томь, «всеядный» глаз журналиста обращает внимание и на другие детали пейзажа, в частности то тут, то там неподвижно стоящие баржи. Оказалось, на обмелевшей Томи они показывают речникам, где фарватер. Бакенов уже недостаточно: площадь обмеления серьезна, в тумане можно ориентироваться только по заякоренным баржам.
– Они слишком большие, чтобы их не заметить, – говорят речники и поясняют: – Обмеление Томи – отчасти природное явление. Примерно раз в сто лет река преподносит такой сюрприз.
Последний раз аналогичный уровень воды и песчаные пустоты (в том числе в районе коммунального моста) наблюдались в 1934 году.
Второй причиной называют активную добычу гравия. Со слов экологов и представителей Росрыболовства, низкий уровень воды сказался на рыбных запасах – осетровым на камнях некомфортно.



На берегах в глаза бросаются многочисленные городские изъяны. Утомленные солнцем томичи лежат среди мусорных куч. Дети плещутся в стоках канализации. На Семейкином острове пока никакой пляжной инфраструктуры, зато полным ходом идет разгрузка гравия. Частные особняки «откусили» часть дамбы под свои участки. В районе «карандашки» на торчащих из воды железяках играют дети…
ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН