Двумя переломными событиями ознаменовался 2012 год для экс-мэра Томска, ныне заключенного иркутской колонии № 3 Александра Макарова. Первое – его стремительный и неожиданный для всех перевод в Иркутск. Согласно лаконичному официальному пояснению – «по постановлению ФСИН РФ». Второе событие – радостное: бракосочетание Александра Сергеевича с Еленой Изофатовой.
Сегодня жизнь Александра Макарова более или менее стабилизировалась.
– Мне было страшно, когда его увозили из Томска, – вспоминает Елена. – Особенно в Иркутск… Года два назад появился фильм, в котором следственный изолятор этого города назван «территорией пыток».
Только исходя из этого можно было сделать определенные выводы о местной пенитенциарной системе. И родственники, и сочувствующие заключенному граждане опасались не только за здоровье, но и за жизнь Макарова. Однако у перевода оказались и свои плюсы.
– У иркутского ГУЛАГа давняя история, – продолжает Елена Изофатова. – Может быть, поэтому, а может, потому что колония № 3, где содержится Александр, является специализированной (здесь отбывают наказание сотрудники правоохранительных органов, судов), а может, сыграла свою роль критика, прозвучавшая в фильме… Не знаю. Но порядка здесь больше. Отношение людей другое, позволяющее заключенным сохранять человеческое достоинство. В этой колонии нашлось наконец применение организаторским талантам Александра – он работает завхозом 1-го отряда. Это достаточно серьезная должность.
Александру Сергеевичу и Елене положены по закону свидания – раз в три месяца. В январе Изофатова поедет навестить мужа. Обиду и горечь вызывает у нее отказ предоставить Макарову отпуск.
– Осужденные на длительные сроки имеют право (за некоторым исключением) на 12–18-дневный отпуск. Мы собрали необходимые документы – справки из томского УФСИН, из информационного центра РОВД и другие, подтверждающие, что у Александра нет нарушений, ограничивающих его в этом праве… Но пока нам отказано даже в этих нескольких днях. Почему, не знаю, официального ответа, который можно было бы комментировать, у меня нет.