В мотивах – код предков

Что подпитывает творчество известного этномастера

Без преувеличения можно сказать, что Зоя Баскончина из Колпашева – главная ремесленница ассоциации народов Севера «Ильсат», народное достояние Томской области.

К ее безупречному авторитету с большим уважением относятся в родном городе, ее хорошо знают в Томской области, она постоянный гость всероссийских форумов и фестивалей, на которых достойно представляет наш регион и проводит удивительные мастер-классы. Лозоплетение, работа с кожей, берестой, травой – это те народные ремесла, которые она освоила и продолжает осваивать сама и которым учит других.

Повороты судьбы

Зоя Баскончина наполовину селькупка. О себе говорит так: «Я уроженка земли Напасской из Каргасокского района, где жили мои предки». Со временем семья переехала в деревню Иванкино, где она окончила школу. Затем девушка поступила на историко-филологический факультет ТГУ, увлеклась археологией и энографией.

– Я очень благодарна моему преподавателю Галине Ивановне Пелех, – рассказывает Зоя Ермиловна, – которая разбудила во мне интерес к селькупской культуре, мифологии, и он не оставляет меня и по сей день.

В профессиональной деятельности Зои Баскончиной случались разные кульбиты. Она руководила детским домом, отметилась на партийной работе, возглавляла сельское поселение. Именно при ее участии и по ее инициативе в 1992 году была основана организация, объединяющая коренные малые народы Севера «Колта-Куп», организатором и учредителем которой она стала.

– Я тогда занималась партийной работой, – вспоминает Зоя Ермиловна. – И на волне возросшего интереса к жизни малочисленных народов Севера мы и создали эту общественную организацию. Ее целью было помогать коренному населению – хантам, селькупам, кетам, чулымцам и другим народностям в продвижении их самобытной культуры, поддержанию традиций и быта. Конкретно мне хотелось помочь своей родной деревне Иванкино, которая была национальным селькупским поселением. Я подала заявку и получила грант на проект Иванкинского национального сельсовета.

Впоследствии Зоя Баскончина его и возглавила, а спустя пять лет вернулась к учительству – стала преподавать историю в школе.

Все начинается с истоков

Но что бы она ни делала, ее всегда тянуло к истокам – к ремеслам, которыми занимались предки, к их истории. Бытовые навыки она получала в семье, от дедушки с бабушкой. Интерес к окружающему миру черпала из природы. Были походы в лес, сбор грибов, ягод. Она часто вспоминает, как ходила по лесу в специальных кожаных чунях, носила носки, связанные из конского волоса на одной игле, вместе с отцом рыбачила на обласке. Обучаясь в вузе, просиживала долгими вечерами в научной библиотеке, докапываясь до истоков, корней самобытного образа жизни своих предков. Этот период жизни она считает особенно плодотворным. А работая в школе, где учились дети эвенков, селькупов, хантов, занимаясь краеведением, она получала дополнительную информацию от прямых носителей языка и национальной культуры.

Выучила селькупский язык сама, владеет двумя его диалектами со словарем. Пишет рассказы, песни, переводит их на селькупский язык. Очень любит свой край, с воодушевлением рассказывает о его необыкновенной истории и населяющих народностях. Неудивительно, что победила в конкурсе «Народный гид Томской области».

– Мне приятно, – скромно объясняет она, – что мои познания кому-то нужны сейчас и, возможно, станут полезны будущим поколениям.

Ее дети поддерживают ее во всем, а внук, который живет в другом городе, проявляет интерес к селькупскому языку – завел словарик, запоминает отдельные слова и выражения, может произносить отдельные фразы.

Философия мастера

Неустанно занимаясь пополнением своего интеллектуального багажа, связанного с историей Сибири, описанием ремесел коренных народов Севера, Зоя Баскончина отдает предпочтение своему самому главному увлечению – изготовлению изделий из природных материалов – лозы, бересты, коры. На базе селькупского объединения «Ильсат» создана ремесленная мастерская, где рождаются изделия из бересты, дерева, травы… Она оформлена в этническом духе, здесь собраны изделия, предметы и экспонаты, которые рассказывают о жизни коренного народа. Здесь и проводит свои мастер-классы Зоя Ермиловна.

Это удивительные откровения! Увлеченно раскрывает она тайны своего мастерства, делится технологией изготовления изделий, а попутно рассказывает о традиционных ремеслах народов Севера, сопровождая рассказы переводом на селькупский язык. Так что слушатели, ученики не только набираются практических навыков, но еще и постигают культуру, язык предков. Эти уроки даже были записаны на видео и распространены по школам. А когда началась пандемия, она вела свои занятия в режиме онлайн на широкую аудиторию. Зоя Ермиловна делает различные изделия из прутьев и бересты – вазы, шкатулки, туеса, бижутерию. Из меха – обереги, из травы – коврики, сумки, шляпки.

Сначала она рассказывает, какие инструменты нужны. На первый взгляд, они бесхитростные – ножницы, нож, линейка, плоскогубцы. Но каждый из них имеет значение. И даже прут нужен не абы какой. На этот счет существует целая философия. Кору с прутьев снимать нежелательно, материал предпочтительно использовать в первозданном виде. А если все-таки технология этого требует, обращаться с сырьем бережно. В основе всего – почтительное отношение к природе.

– Корзины мы плетем из прута, который произрастает по берегам рек, озер, под высоковольтными линиями, – рассказывает Зоя Ермиловна. – Это деловые вырубки, и никакого вреда природе мы не наносим. Сначала идут электрики, очищают просеки, а потом уже заходим мы, заготавливаем материал на зиму.

Бересту мастер собирает в Колпашевском районе по договоренности с лесничеством также только в разрешенном месте и в определенное время.

А теперь сам мастер-класс.

– Изделие из прутьев начинаем изготавливать со дна, – четко поставленным учительским голосом произносит мастер Баскончина. – Все зависит от размера изделия. Сначала посреди более широких прутьев делаем надрезы и вставляем туда те, что потоньше, скрепляем их. Затем устанавливаем стоячки, которые затем будем оплетать прутьями…

Занятие это очень занимательное и требует особой сноровки. Пальцы – веером, но все время приходится менять их маршрут передвижения. Чтобы ловко управляться, требуется время и терпение. Желающих их проявить немало. К мастеру специально приезжали педагоги из асиновского лесотехникума, чтобы научиться лозоплетению. Это ремесло также освоили монахини из Могочинского монастыря, куда Зоя Ермиловна выезжала со своими мастер-классами. В общей сложности обучение у Баскончиной прошли более 120 человек из различных населенных пунктов Томской области. Кто-то лишился работы и захотел приобрести новую специальность, кто-то из личного интереса и любопытства, а кто-то уже открыл свое дело и поставил изготовление этноизделий и сувениров на поток, имеет уже своих учеников. Зоя Ермиловна гордится их успехами, но и сама в постоянном поиске.

Мысли наперед

С Зоей Баскончиной мы никак не могли состыковаться. Она уведомила, что проходит лечение. Когда поправилась, позвонила сама. Выяснилось, что отправилась в гости к дочери в Крым и там попала в больницу. Но со свойственным ей оптимизмом успешно преодолевает недуг и в свободное время занимается любимым делом. В районной библиотеке открыла даже персональную выставку ко Дню единства, и теперь здесь ждут, что после полного выздоровления она проведет мастер-класс. Но все ее помыслы о возвращении домой, в родное Колпашево, где полно забот, связанных с перспективами общественной организации «Ильсат».

В планах – организовать обучение с расщепленным прутом и с этническими мотивами в поселке Белый Яр, принять участие в сувенирных выставках, оказать методическую помощь. Но главное – делается серьезный разворот в сторону туризма, возрастающий поток гостей требует увеличения выпуска сувенирной продукции. Сейчас как раз то время, когда можно разнообразить ассортимент изделий из природных материалов, использовать свой талант, призывая в помощь национальные традиции народов, проживающих в регионе, и немного заработать.

Еще одно важное направление – экскурсионное. Экскурсии для школьников, небольших туристических групп, приезжающих из Красноярска, Новосибирска, уже проводятся. Но есть намерение сделать их не просто обзорными, а приближенными к пониманию образа жизни и традиций народностей Севера. С поездкой в селькупский поселок, с кострами, рыбной ловлей и дегустацией национальных блюд из грибов, ягод, других дикоросов.

А пока Зоя Ермиловна поправляет здоровье у дочери в Крыму, томичи и гости города могут увидеть два ее изделия, представленные на выставке работ народного творчества в Томском областном художественном музее. Зоя Баскончина – поистине народный умелец. И неудивительно, что колпашевцы представили ее к званию «Мастер Томской области». В том, что эта коллективная просьба будет удовлетворена, нет никакого сомнения.

Автор: Нина Губская
Фото из архива Зои Баскончиной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =