В начале жизни школу помню я…

Учительский вальс Агнессы Эрнстовны Коот

Я думала, что так уже не бывает. Оказывается, бывает. Ко мне обратилась жительница Берёзовки, окончившая нашу школу в далёком 1970 году, с необычной просьбой: «Напишите, пожалуйста, про нашего учителя математики Агнессу Эрнстовну Коот. Мы её очень любили!» И вдруг я поняла, что для старшего поколения берёзовцев кумирами школьного детства были педагоги другой «эпохи»: Ольга Андреевна и Герман Мартынович Рейле, Раиса Андреевна Карельсон и Нина Петровна Бабаева, Агнесса Эрнстовна Коот и Григорий Семёнович Ненашев… Сегодня пусть прозвучит по просьбе жителей Берёзовки учительский вальс Агнессы Коот, учителя математики и черчения Берёзовской школы, школы, которая стала её судьбой.

Здесь бумаг виражи, и программы, и планы

1961 год. Агнесса Вельтмандер, выпускница Зырянской средней школы, после окончания Томского пединститута принята на работу в Берёзовскую семилетнюю школу. Это был первый учитель в коллективе, имеющий высшее педагогическое образование. Уже через год она назначена директором. А потом будут 22 года работы в должности завуча.

Вспоминает Тамара Петровна Гаврилова (Сытик), д. Берёзовка:

– Нам всё нравилось в нашем учителе. Она так красиво говорила, красиво одевалась. Мы любили её и математику. Уроки проходили очень интересно. Всегда поругает за опоздания, но мне это нравилось потому, что учитель она была строгий и справедливый. Теперь через года я понимаю, что школа, учителя приучили нас к труду, к порядку.

Агнесса Эрнстовна сегодня – поистине живая энциклопедия по истории нашей школы, её хронограф и хранитель. На её учительские годы выпало необыкновенно много удивительных фактов и важных событий. При ней Берёзовская семилетняя школа стала восьмилетней, а в восьмидесятые годы прошлого века – средней. Она помнит, что в классах учились ребята из нескольких деревень: Медодата, Городка, Бихтулино, Лиллиенгофки, Малиновки. А в классах было порой до 40 человек! Потому и нужно было расширяться школьному зданию: ученики начальных классов учились в самой первой школе, построенной в начале XX века, а в школе рабоче-крестьянской молодёжи, построенной в 1927 г., было всего три учебных кабинета. Тогда и появилась пристройка к деревянному зданию школы, и теперь здесь в полторы смены помещались ребята 5-8 классов. Стройка выпала на директорские годы Агнессы Эрнстовны.

Вот что рассказала мне Тамара Тимофеевна Шкадун (Сойкина), жительница с. Куяново:

– Мы жили в Медодате, в Берёзовскую школу приезжали на неделю, жили в интернате, а на выходной уезжали домой или топали пешком десять километров! Но иногда, если не получалось на воскресенье попасть домой, нас Агнесса Эрнстовна приглашала к себе в гости. Она и её мама, баба Оля, встречали нас очень приветливо. Наверное, хотели нас, интернатских ребятишек, согреть домашним теплом. И преподаватель она была классный! Всегда ровная, спокойная, с улыбкой на лице.

Учитель – наук самых главных хранитель

В разговоре с Агнессой Эрнстовной время летит незаметно, потому что в её памяти живы воспоминания далёких лет, и они по-прежнему дороги учителю. Разве забудешь, как летом во время отпуска обязательно участвовали в колхозных воскресниках– косили сено. А сколько с ребятишками убрано с колхозных полей картошки, турнепса, льна! Сколько песен спето на сцене дома культуры, на школьных концертах!

Учитель Агнесса Коот – педагог XX века. Ей досталось время, суть которого трудно понять многим сегодняшним учителям. Например, по её инициативе в школе родился праздник «За честь школы», где чествовали хорошистов и отличников. Когда Агнесса Эрнстовна говорит, что домой из школы порой получалось приходить не раньше 24.00, моё воображение отказывается понимать, что в сутках тогда тоже было 24 часа. Кроме уроков и административной работы в школе приходилось заниматься большой общественной работой. Много лет Агнесса Эрнстовна была депутатом Берёзовского сельского Совета. По её депутатскому запросу появился в Берёзовке обелиск в память о погибших воинах-земляках. Агитатор в предвыборные кампании, диктор сельского радио, лектор общества «Знание»… Вместе с Германом Мартыновичем Рейле задумали и провели демонстрацию 1 Мая с флагами, цветами, транспарантами.

Каким важным культурным событием стало открытие в Берёзовке своей музыкальной школы после того, как было построено новое двухэтажное кирпичное здание! А когда школа стала средней, открылись совсем другие горизонты. Старшеклассники в школе получали водительские права, а производительный труд школьников был организован непосредственно на фермах колхоза «Искра». Один день в неделю девчонки и мальчишки становились мастерами машинного доения, зато у доярок появлялась редкая возможность на колхозном автобусе проехаться по делам в Первомайское, Асино и даже в областной центр.

Не профессия – призвание

Работа завуча очень своеобразна, многогранна, порой незаметна для стороннего глаза. Но суть её в том, что ты постоянно живёшь в роли наставника, консультанта, потому что директор принимает на работу учителя, а растит его завуч. Особую роль сыграла Агнесса Эрнстовна в жизни Николая Семёновича Бочарникова, директора Берёзовской школы с 1982 по 1991 год.

– Август 1982 года. Приезжает работать в Берёзовскую 8-летнюю школу только что окончивший Томский пединститут молодой директор. И, как потом оказалось, ещё четверо таких же неопытных учителей. С первого же дня мы ощутили чуткое отношение к нам со стороны местных учителей и очень быстро стали своими. Особое внимание, поддержку и заботу я ощутил от завуча. Прекрасный человек, опытный педагог, она помогала мне как начинающему директору и учителю. Именно благодаря Агнессе Эрнстовне Коот и Герману Мартыновичу Рейле школа развивалась и вскоре преобразовалась в среднюю. Считаю, что моё становление как учителя, – признаётся Николай Семёнович, – состоялось благодаря этому человеку. Огромное ей спасибо! И здоровья!

А.Э. Коот с коллегами.

Я знаю Агнессу Эрнстовну много лет, ведь она была первым моим завучем. Я благодарна ей за то, что никогда не отчитывала, «не ставила на вид» за промахи, ошибки. Через 11 лет она передала мне портфель завуча со словами: «А я знала, что вы меня смените».

Через годы она продолжает оставаться для меня открытием. На вопрос, чем занимаетесь сейчас, отвечает просто:

– Мне скучно не бывает. На мне цветник, огород, дела по кухне. А ещё много читаю.

Я не могла не спросить, что же стало её литературным пристрастием.

– Перечитываю русскую и зарубежную классику, люблю детективы. Сейчас читаю «Таинственный остров» Жюль Верна.

В Год педагога и наставника просто нельзя не сказать, что она – часть одной большой учительской династии. Педагогами стали её дочь и племянница, младший брат и его жена. Её старший брат был учителем географии. Позже её братья посвятят свою жизнь партийной работе, работе в органах исполнительной власти Первомайского и Зырянского районов.

Сегодня заботы Агнессы Эрнстовны – её внуки и правнуки. И семена добра прорастают в детских душах ответным благодарным теплом. Я обратилась к Эльвире Игоревне Мальцевой, директору Центрального Дома народного творчества, досуга и эстонской культуры д. Берёзовка, с вопросом, что она знает о своей знаменитой бабушке. Вот таким искренним получилось её сочинение:

…В ней добрый ум души чудесной
Всегда-всегда я видеть мог.
И труд её, святой и честный,
Немало школьникам помог.

Так написал о моей бабушке Агнессе Эрнстовне Коот наш берёзовский поэт, учитель Григорий Семёнович Ненашев. Если и можно сказать про кого-то, что он отдал свою жизнь школе, своим ученикам, то это, конечно, о бабушке. В её трудовой книжке запись места работы одна единственная – Берёзовская школа.

Я не знала бабушку Агнессу учителем в школе, но дома именно она научила меня многому – от решения математических задач до бытовых хитростей. С тех пор, как я себя помню, бабуля всегда была рядом – с ней я прочитала первые книги.

Бабушка уже много лет находится на заслуженном отдыхе, но продолжает быть учителем для нас – своих внуков и правнуков. К ней и сейчас обращаются ученики за помощью – восполнить пробелы по математике. Она всегда находит подход к каждому ученику, и самый трудный материал становится простым и понятным.

Бабушка умудрялась делать уроки математики нескучными и увлекательными, а домашние задания превращать в творчество. Детские поделки по гомотетии, параллельным линиям, развертки фигурок тетраэдров и октаэдров открывали деревенским ребятишкам математику совсем с другой стороны, делали её ближе, понятней и интересней. И тогда много лет назад это было не требование ФГОСа, а зов души настоящего математика. Но самое удивительное, что она была для своих учениц не только преподавателем математики и черчения, но и являлась примером женственности, идеалом хорошего вкуса в одежде. Девчонки брали с неё пример и ждали новых нарядов, которые, к слову, бабушка шила часто сама.

Бабушке 85 лет, но она до сих пор может целый час обсуждать по телефону новую сверхсложную задачу из ЕГЭ с институтскими подругами.

…Идут годы, но и сегодня по-прежнему пишут, звонят ученики из разных уголков нашей страны, из далёкой Эстонии своему учителю. Потому что:

Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно!

Автор: Татьяна Рейндольф, Почётный работник общего образования, д. Берёзовка, Первомайский район.
Фото из архива героини

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 17 =