В науке без азарта делать нечего!

Почему в окне ученого никогда не гаснет свет

Теперь на вопрос, есть ли у вас знакомые ученые, восьмиклассники Академлицея с полным основанием могут ответить: «Есть!» И не один или два, а целая компания (причем веселая компания!) из семи ученых мужей и дам разной остепененности и отягощенности званиями и административными чинами. Это Дом ученых томского Академгородка провел неформальную встречу школьников с представителями ТНЦ СО РАН. Живое общение, продолжавшее-ся более двух часов, позволило старшеклассникам приподнять завесу тайны над жизнью и творчеством их старших современников, сделавших в свое время выбор в пользу ее величества науки и с тех пор ни разу об этом не пожалевших. В том числе тех, кто свой главный в жизни шаг сделал более полувека назад и пережил много и всякого. И тех, кто пришел в свои академические институты во времена, когда такие понятия, как «наука» и «деньги», не пересекались в принципе – подобно параллельным прямым в математике до Лобачевского. Впрочем, и сейчас, как говорят участники встречи, научное творчество – это не про деньги. А на вопрос лицеистов, может ли в принципе ученый заработать много денег, отвечают философски: а много – это сколько?

Счастье – это когда тебе интересно

Как рассказал доктор физико-математических наук Михаил Панченко, Геннадий Месяц (знаменитый физик, основатель научного направления сильноточной электроники и импульсной электрофизики, инициатор и организатор в 1977 году нового НИИ – ИСЭ СО АН СССР, который сам и возглавлял в Томске до 1986 года. – Прим. ред.), если его упрекали за попавшего в неприятную историю сотрудника, например оказавшегося в отделении милиции (а по молодости всякое бывает), отвечал: «Знаете, я отбираю самых способных. А если они способны, то способны на все!».

Таким примером из жизни, сразу создавшим домашнюю атмосферу в зале, корифей томской академической науки, принявший участие во встрече ученых со школьниками, конечно, не хотел сказать, что ученые – хулиганы и асоциальные личности. Михаил Панченко, главный научный сотрудник, председатель оргкомитета крупнейшей международной научной конференции «Рабочая группа «Аэрозоли Сибири», которая состоится в ноябре 2023 года в 30-й (!) раз, хотел таким образом подчеркнуть, что современный ученый – не затворник в башне и не рассеянный с улицы Бассейной. Это активный человек, спортсмен, кавээнщик, театрал, профсоюзный активист, многодетный отец… Значит ли это, что он ничем не отличается от всех прочих обывателей? Нет! Ему повезло – он нашел дело, которое любит. А ему за это еще и деньги платят… Это ли не счастье?!

– В науке без азарта делать нечего. Ученые всю жизнь будут задавать вопросы: почему дует ветер? почему небо голубое? из этого состоит наука? Задавайте любые вопросы, и тогда вам будет интересно жить. Не зря говорят: найдите дело по душе – и не будете работать ни дня.

О себе Михаил Васильевич говорит так: впервые приехал в Томск в 1966 году из Хабаровска. Со дня окончания Великой Отечественной войны прошел 21 год. Трудно даже себе представить, что чувствуют, слыша эту дату, современные школьники. Даже родители лицеистов еще не появились на свет. Да что там – большинство их бабушек и дедушек даже не познакомились, а томского Академгородка даже еще и в планах не было. Его еще предстояло построить. Как раз условным дедушкам и бабушкам сегодняшних старшеклассников…

Справка «ТН»

Впервые в истории томского Академгородка прошла встреча местных ученых и лицеистов. В действе принимали участие: модератор – Михаил Панченко, гнс, д.ф.-м.н., заведующий Лабораторией оптики аэрозоля ИОА СО РАН; директор ИМКЭС СО РАН доктор биологических наук Евгения Головацкая; Максим Воробьев, снс ИСЭ СО РАН, доктор технических наук, отец четырех детей, председатель профкома ИСЭ СО РАН; Варвара Овсянникова, к.х.н., снс ИХН СО РАН, актриса МАТа (Малого академического театрика Дома ученых томского Академгородка), участница движения Science Slam; Анна Ильина, ведущий инженер ИХН СО РАН, руководитель движения Science Slam в Томской области, артистка МАТа, Дмитрий Сорокин, к.ф.-м.н., заведующий Лабораторией оптических излучений ИСЭ СО РАН, член Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе Томской области, артист МАТа; Георгий Ивлев, научный сотрудник Лаборатории климатологии атмосферного состава, начальник наземного отряда летной экспедиции ИОА СО РАН, председатель ТПО ПР РАН. А также учащиеся 8–11-х классов МБОУ «Академический лицей».

Томск как точка притяжения

Ученый на мероприятии исполнял роль модератора. Представляя своих гораздо более молодых коллег, он подчеркнул, что многие из тех, кто сегодня грызет гранит науки в ТНЦ, – потомственные академгородковцы. Например, директор Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН Евгения Головацкая.

– Нет, не совсем! – смеясь, поправляет мэтра Евгения Александровна. – Мои родители получили здесь квартиру, когда мне было полгода.

Вспоминая о своей юности, Михаил Васильевич рассказал, что по случайности они с друзьями проспали станцию Томск-1 и вышли на Томске-2. Даже сегодня эта часть Томска не впечатляет. Тогда же это была глухая деревня, и можно себе представить ужас молодых хабаровчан, попавших в какую-то пятую точку мира. Но уже назавтра предстоял первый визит в ТГУ. И, вступив под его величественные своды, абитуриент сразу понял, что оказался именно там, где надо.

Примерно так проходило первое знакомство с Томском для многих будущих томичей. Из тех, кто принимал участие во встрече, очень похоже описал свои впечатления и Дмитрий Сорокин, заведующий Лабораторией оптических излучений ИСЭ СО РАН. Только приехал он из города Мыски Кемеровской области, и случилось это много-много позже – уже в третьем тысячелетии.

Похожая история произошла и с Максимом Воробьевым, недавно защитившим докторскую диссертацию, старшим научным сотрудником Института сильноточной электроники СО РАН. Максим Сергеевич из простой рабочей семьи. Но родители всегда знали, что детям нужно обязательно дать высшее образование. Да и он сам был уверен – без «вышки» нельзя. О науке, впрочем, не задумывался (как и Сорокин). Но знал, что будет заниматься делом, связанным с инженерией. Потому и поступил в ТПИ. Вполне мог оказаться и на заводе – в конструкторском отделе, например, но попал в ИСЭ и больше уже не захотел уходить никуда. Наука, судя по его словам, очень «залипательное» занятие. Вот так погрузился с головой… и вдруг обнаружил, что дочери уже 11 лет.

По-хорошему, конечно, надо бы дать слово всем участникам встречи. Особенно впечатлил школьников раздаточный материал химиков Анны Ильиной и Варвары Овсянниковой, пришедших на встречу со стекляшками, в которых живут их любимые бактерии и разные виды нефтей.

Ну а Георгий Ивлев с рассказом о полетах наперегонки с грозой был вообще вне конкуренции. Жаль, газетная полоса не резиновая, да и фотографий очень хочется поместить побольше. Надеюсь, тему мы еще продолжим. И ответим хотя бы на несколько «почему?».

P.S.

Следующая встреча школьников и взрослых томичей, интересующихся наукой, состоится в Доме ученых ТНЦ 28 февраля. Речь пойдет об исследованиях Арктики и Антарктики на море, в воздухе и на земле: молодые ученые-оптики расскажут о зимовке в Антарктиде, о работе самолета-лаборатории в Арктике и об исследованиях в акватории Мирового океана на судне «Академик Келдыш».

Автор: Оксана Лопарева
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 11 =