В поисках счастья вместе с Островским

Томская филармония приглашает томичей на музыкальный концерт-спектакль

Поговорим по душам

В этом году в нашей стране с широким размахом проходят торжества, посвященные 200-летию со дня рождения самого глубокого знатока русского купечества драматурга Александра Островского. Исследователи его творчества хорошо знают, что в каждой своей пьесе он обязательно прописывал музыкальные номера. Герои Островского поют, играют на фортепиано или гитаре, не упускают возможности послушать оркестр.

В юбилейный для драматурга год Томская филармония подготовила для настоящих ценителей прекрасного удивительный концерт: в музыке и занимательных диалогах автора и героини его произведений «купеческого» периода, свахи, зрители будут искать счастье. В чем оно заключается по Островскому: в браке, любви, красоте или самореализации?

Попытка № 1, или Счастье в браке?

Уникальность и современность Островского-драматурга заключается в том, что он вывел на театральную сцену «новых людей» – представителей купеческого сословия. Все мы помним, что сюжеты своих пьес Александр Николаевич брал из жизни, поскольку долгое время работал писарем в совестном суде. Полторы сотни лет назад судьи такого учреждения разбирали бытовые споры: раздел имущества, семейные долги, неверность супругов…

Отсюда и вытекает основная тема пьес – брак. Во времена Островского многие люди видели счастье именно в удачном союзе, а без свахи устроить личную жизнь было практически невозможно.

– Все пьесы Островского строятся вокруг так называемых матримониальных вопросов: либо невесте нужен жених, либо жениху – невеста, в любом случае, важная идея практически всех пьес Островского в том, что «счастье заключается в браке», – объясняет музыкальный редактор Томской филармонии, автор сценария проекта «Островский в музыке» кандидат филологических наук Татьяна Веснина. – У героев пьес Островского есть определенные идеалы в отношении второй половины. Однако в сюжетах мы видим, что брак – это цель, но не обретение счастья. Не находит счастья Бальзаминов в удачной партии с вдовой Белотеловой в «Женитьбе Бальзаминова». Несчастны Катерина и Тихон в «Грозе». Нет брачного счастья у Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».

Брак в те времена представлял собой по большей части бизнес-партнерство, когда семьи объединяли капиталы или решали свои финансовые проблемы.

29 апреля в БКЗ состоится концерт-спектакль «Островский в музыке»

Попытка № 2, или Счастье в любви?

Героини Островского любят так, как умеют, но счастливы ли они при этом? Это важный вопрос, который оставил нам драматург. Над ним до сих пор ломают головы режиссеры, принимаясь за постановку того или иного произведения. Этот же вопрос до сих пор находится в центре внимания филологов, изучающих творчество писателя.

– Когда я перечитывала Островского, заметила: в его пьесах женские характеры выписаны ярче мужских, – продолжает Татьяна Веснина. – Женщины – главные героини его творчества. Поделюсь и еще одним наблюдением: героини Островского – Катерина Кабанова («Гроза»), Лариса Огудалова («Бесприданница»), Елена Кручинина («Без вины виноватые») – умеют любить, однако объекты любви этих женщин их недостойны.

Недостоин любви Юлии Тугиной мот и игрок Вадим Дульчин («Последняя жертва»), трусит барин Муров и не женится на актрисе Любови Отрадиной, имеющей от него ребенка («Без вины виноватые»).

Попытка № 3, или Счастье в красоте?

Тема красоты, которая не приносит счастья, является главным мотивом сказки Островского «Снегурочка». Это произведение стоит особняком в литературном наследии драматурга.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны – живет в лесу. Она без ума от Леля, любимца Ярилы.

Но Лель чувствует, что сердце у Снегурочки холодное, от нее нет тепла людям.

Природа наградила очаровательной внешностью и главную героиню пьесы «Бесприданница» Ларису. За ее красоту ведутся даже торги. Выиграв жребий, Кнуров предлагает Ларисе уехать с ним в Париж, став его любовницей и содержанкой. Он считает, что красавица, как «дорогой бриллиант», требует «дорогой оправы». Но не это нужно Ларисе.

А вот героиня пьесы «Бешеные деньги» Лидия готова обменять свою красоту на финансовые возможности: «Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу; я умру, умру». Ей все равно, какими трудами достаются деньги, да вот только супруг не готов платить столько, сколько она хочет.

Попытка № 4, или Счастье в призвании?

Всю свою жизнь Островский посвятил любимому детищу. Когда-то он предпочел адвокатскому делу карьеру писателя и вместо посещения лекций в университете ходил на спектакли в театр. Своим счастьем Александр Николаевич щедро делился с окружающими и прежде всего с артистами. Он помогал им долго оставаться в профессии: в добрые времена писал бенефисные пьесы, а в тяжелые предоставлял кров и еду у себя в имении на Волге.

Прошло столько лет, а его пьесы не сходят с театральных подмостков. Они представлены в репертуаре каждого российского театра и по-прежнему свежи и актуальны, несмотря на солидный возраст их создателя.

«Гроза» в судьбе Чайковского

Но программа «Островский в музыке», утверждают ее организаторы, это не про литературу. Это про жизнь. Про жизнь во всех ее проявлениях, со всеми плюсами и минусами, радостями и горестями.

Вечером в субботу, 29 апреля, со сцены БКЗ будет идти речь о жизни и звучать музыка Михаила Глинки, Петра и Бориса Чайковских, Николая Римского-Корсакова и Андрея Петрова.

Во втором отделении проекта «Островский в музыке» Томский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Берендеева исполнит Первую симфонию Петра Ильича Чайковского. Почему? Потому что именно Островский открыл миру этого композитора, а самому Чайковскому – его стиль, который так любим нами сегодня.

…2 декабря 1859 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера спектакля «Гроза». Она имела невероятный успех. В прессе об Островском заговорили как о драматурге, который вывел на сцену русский национальный характер в его лучших проявлениях. В образе молодой купеческой жены Катерины Кабановой русскому обществу была представлена замужняя женщина, которая отстаивает свое право любить. Любить того, кого выбрало ее сердце.

В зрительном зале тот спектакль смотрел 19-летний Петр Чайковский, который только что окончил Императорское училище правоведения. Он уже читал пьесу «Гроза» и был сильно впечатлен характером Катерины. В то время Чайковский еще не помышлял о композиторской карьере, но чувствовал, что в образе главной героини заключена мелодия любви и борьбы. Пьеса «Гроза» стала его любимым произведением на всю жизнь, а Островский – любимым драматургом.

Около 600 музыкальных иллюстраций создано на сюжеты произведений Островского.

Через несколько лет, обучаясь на третьем курсе композиторского класса Петербургской консерватории, молодой Чайковский получил от своего педагога Антона Рубинштейна задание на лето: написать оперную увертюру. И Чайковский выбрал сюжет «Грозы». Это было первое программное сочинение молодого автора. Сохранился карандашный набросок плана увертюры: «Вступление: адажио (детство Катерины и вся жизнь до брака), аллегро (намеки на грозу), ее душевная борьба. Внезапный переход к вечеру на берегу Волги, опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья. Предзнаменования грозы (повторение мотива после адажио и его дальнейшее развитие). Гроза: апогей отчаянной борьбы и смерть».

Почти семь лет Чайковский лелеял мечту об опере на сюжет «Грозы». О ней он рассказал автору пьесы в 1866 году. Увы, Островский ему отказал, объяснив это тем, что дал обещание другому композитору, своему другу Владимиру Кашперову. Но в утешение предложил молодому дарованию сюжет другой своей пьесы – «Воевода». В тот момент мир потерял шанс услышать оперу Чайковского «Гроза». А Чайковский утратил возможность войти в историю музыки как автор нового типа русской оперы.

Опера не только не была написана, даже увертюру не напечатали и не исполнили при жизни композитора. Только после смерти Чайковского Увертюру ре минор подготовил к печати Сергей Танеев, а впервые ее исполнил Александр Глазунов.

Почему композитор прекратил работать над оперой, о которой грезил с юности? Это остается загадкой до сих пор. Возможно, повлияла критика Антона Рубинштейна, который остался недоволен увертюрой. Но от своей музыки, музыкальных находок Чайковский не отказался.

Вступление с некоторыми изменениями было симфонизировано и частично перенесено в Увертюру до минор. Тема побочной партии в том же 1866 году была введена во вторую часть Первой симфонии в качестве пейзажного вступления и завершения.

Как бы там ни было, но именно Островский открыл миру композитора с мятущейся и страдающей русской душой. Влияние русского драматурга на Чайковского значительно шире, чем созданная в совместном творчестве музыка к сказке «Снегурочка», опера «Вое- вода» и увертюра к ненаписанной опере «Гроза».

Композитор учился у Островского искусству драматургии. Эти уроки, полученные у Александра Николаевича, нашли отражение в поэтике «Лебединого озера», «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Чародейке», «Иоланте» и даже в симфониях.

Размышления над вопросами, которые задает в своих «пьесах жизни» драматург, помогли начинающему композитору обрести свое лицо, быстро изжить влияние европейских романтиков и выработать свой неповторимый и узнаваемый стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + два =