В поиске прозрачного звучания

Нацпроект «Демография» предполагает всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения

«Точность – вежливость королей!» Помня эту непреложную истину, ровно в десять по томскому времени на сцену органного зала филармонии вышел преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Эльмар Гасанов.

– Кто у нас первый? – поинтересовался лауреат многочисленных международных конкурсов, уже не первый год выступающий наставником у юных пианистов.

В первых рядах зала этого трепетного момента ожидала Катюша Таныгина со своим педагогом Ириной Боголюбовой. Они прилетели из Стрежевого накануне открытия музыкального фестиваля «Денис Мацуев и друзья».

После сыгранного восьмиклассницей Интермеццо Брамса пошли наставления от столичного педагога.

– Постарайся раскованнее сидеть, чуть-чуть ровнее звук ставь, не пережимай, – доброжелательно советовал Эльмар Вагифович и сам показывал, где нужно усилить звучание.

Стимул для занятий

Только после подобного разбора музыкального произведения становится понятно, сколько нужно приложить усилий для того, чтобы подняться на вершину мастерства, какого достигли юные музыканты, приехавшие этой осенью вместе с Денисом Мацуевым. Отдельных слов восхищения заслуживает игра 14-летнего пианиста Даниила Тюрина, исполнившего вместе с Томским академическим симфоническим оркестром Концерт № 1 Сергея Прокофьева.

Чтобы достичь подобного уровня звучания, нужны годы и годы усердных репетиций. Но радует тот факт, что даже в нашем «цифровом» обществе не ослабевает интерес к классической музыке. Фишка фестиваля Дениса Мацуева в том и состоит, что помимо концертной деятельности в Томске идет прослушивание, а затем проводятся мастер-классы от известных московских педагогов, в которых участвуют ученики и преподаватели музыкальных школ из областного центра, Северска, Стрежевого.

По мнению учителей музыкальных школ, главное в таких мастер-классах то, что практическим опытом делятся не педагоги, а действующие музыканты или исполнители прошлых лет. Наверное, Екатерине Таныгиной было непросто выдержать экспрессивность Эльмара Гасанова, но его практические советы ученица явно услышала.

– Не дави, главное – свободное и плавное движение, – продолжал наставлять юную стрежевчанку представитель Московской консерватории. – Тогда, слышишь, совсем другая тональность появляется.

Весь урок, длившийся ровно 45 минут, записала на телефон Катин педагог: Ирина Боголюбова рассказала, что ее ученица уже исполняла крупные формы Баха, Брамса, Моцарта, хотя в школе за них не каждый возьмется, так как это очень глубокая музыка.

– Конечно, Катя немного расстроилась, что у нее не все получилось, – отмечает педагог. – Я успокаиваю, говорю, что конкурсанту важно понять суть замечаний, ведь московскому педагогу хочется показать сразу несколько задач, но это дети, а не студенты консерватории. Сейчас мы вернемся домой и по полочкам разложим каждое замечание, тем более что и видео есть.

По словам Ирины Боголюбовой, из-за транспортной удаленности подобных мастер-классов не хватает не только ученикам, но и самим педагогам. Выручают собственный опыт и энтузиазм, поэтому стрежевские таланты активно участвуют в различных конкурсах и показывают достойные результаты.

Записывая наставления своей ученицы, педагог из Стрежевого отметила скрупулезность и дотошность столичного преподавателя. Важно, что дети его слышат и стараются повторить за ним упражнение, жаль, что времени маловато для подобных разборов.

По словам Ирины Боголюбовой, ее ученики принимают участие в мастер-классах этого фестиваля с самого его возникновения.

– В позапрошлом году третьеклассница Настя Талах была стипендиатом, – с улыбкой вспоминает педагог. – К сожалению, ее семья переехала в Красноярск.

В личной беседе Ирина Боголюбова рассказала и о том, что в числе других преподавателей детской школы искусств города Стрежевого является продолжателем фортепианной школы Тамары Арбузовой. Вместе они проработали 15 лет.

– Мне кажется, что с ее приходом вырос и мой профессиональный уровень как педагога. Меня знают в Екатеринбурге, Нижневартовске, Мегионе, – рассказывает Ирина Анатольевна, за плечами которой больше 40 лет общего музыкально-педагогического стажа.

Она нередко выступала со своими учениками с концертами, двое из ребят в этом году пришли работать в школу искусств.

– Они меня стимулируют и частенько сами предлагают сыграть то или иное произведение, – улыбается педагог. – Я рада, что такая форма дополнительного образования продолжает развиваться. А если возвратиться к фонду «Новые имена», то мне кажется, все его участники получают дозу адреналина. Я всегда говорю своим детям, что мы едем не за первым местом, а чтобы получить удовольствие, показать себя и посмотреть других. И, если кто-то лучше тебя играет, возьми с него пример. Считаю, что для подростков это некая школа, а лично для меня – общение с коллегами. Ведь у каждого из нас разная стилистика и метод воспитания юных дарований.

 

От всей души благодарю Дениса Леонидовича за его любовь и внимание к томичам и, конечно, за поддержку юных дарований. Очень рад, что именитые российские педагоги из благотворительного общественного фонда «Новые имена» вновь ведут мастер-классы для томских ребятишек. Десятки одаренных начинающих музыкантов региона принимают участие в этих занятиях. А лучшие из лучших становятся стипендиатами фонда, выступают с Денисом Мацуевым и пополняют дружную семью молодых талантов России.

Сергей Жвачкин,
губернатор Томской области

Бойцовский характер юных музыкантов

Для Марии Голиковой, ученицы седьмого класса детской школы искусств ЗАТО Северск, это уже третье участие в мастер-классах «Новых имен». В этот раз она исполняла прелюдию Чайковского.

– Постарайся чуть-чуть повыразительней, чтобы было прозрачно все, не нужно затуманивать, – советует школьнице Эльмар Гасанов и рекомендует не наклоняться чрезмерно к роялю.

За выступлением Марии внимательно наблюдали педагог, мама и младшая сестренка.

– В 2019 году дочка была стипендиатом этого конкурса, – улыбается Елена Голикова, явно довольная игрой старшей дочери. – Для любого ребенка почетно и престижно получить такое признание, а для Маши это было таким всплеском эмоций, вдохновения и желания дальше заниматься, хотя с каждым разом программы становятся все сложнее и сложнее, но мы же бойцы!

К слову, младшая дочка Голиковых, несмотря на свой дошкольный возраст, уже посещает подготовительный класс у того же преподавателя – Татьяны Косаревой.

– Самое главное, что я поняла сегодня, – нужно слушать себя и не торопиться, – делится впечатлениями от мастер-класса конкурсантка.

– Уже в течение урока преподаватель сказал ей, что слух вычищается, – вступает в разговор педагог воспитанницы Татьяна Косарева. – Нового человека всегда сложно воспринимать с первых мгновений, нужно какое-то время, чтобы к нему привыкнуть, и в нашем случае уже после двадцати минут Маша стала лучше реагировать на замечания педагога, лучше слушать и понимать его. Очень важно на таких занятиях не просто отсидеть 45 минут, а раз… и дело пошло!

Обоюдная работа

В этом году предварительные прослушивания на участие в мастер-классе у преподавателя Московской консерватории посчастливилось пройти семи конкурсантам из Томской области.

Заветную стипендию получили сразу две томички – Мария Бутырина (детская школа искусств № 5) и Алина Афанасьева (детская школа искусств № 3).

– Я смотрю в зависимости от наученности ребенка, его таланта и способностей, – раскрывает секреты своего подхода в отборе начинающих музыкантов преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Эльмар Гасанов. – Если вижу слабые стороны, стараюсь больше акцентировать внимание на них. И еще пытаюсь привлечь ребенка в процесс репетиции, чтобы он понимал, что и как он делает.

Подобных мастер-классов для воспитанников музыкальных школ области всегда ждут, к ним усердно готовятся, ведь семь юных томичей ранее уже становились стипендиатами благотворительного фонда «Новые имена» имени И. Н. Вороновой, педагога Дениса Мацуева.

– Только в триумвирате можно добиться успеха маленькому музыканту – он сам, родители и педагоги, – напомнил в очередной раз формулу успеха пианист-виртуоз. – Если все вместе это работает, тогда есть и развитие таланта.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 9 =