В пыли томских дорог. Куда вывезет городского спикера нацпроект БКД?

На уходящей неделе спикер Думы Томска Чингис Акатаев вновь подтвердил репутацию главного фрондера городской думы, что в очередной раз заставляет подумать о серьезных политических амбициях мятежного единоросса. Как человек здравомыслящий, к тому же и общественный деятель с огромным опытом, главный городской гласный вряд ли ведет свою игру ради сомнительного (особенно для члена правящей партии) удовольствия быть упомянутым на радио «Свобода». А именно это случилось в начале месяца после известного упоминания Чингисом Маметовичем сказки Джанни Родари про Чиполлино: мол, осталось только на воздух налоги ввести. На этот раз речь Акатаева была не столь цветиста, зато содержала прямую критику вышестоящего бюджета.

К родному дому – третья категория

Спикер предложил членам комитета по городскому хозяйству перераспределить 250 млн руб­лей с центральных дорог, которые и так вылизываются каждый год, на дороги 2–3-й категорий. А это уже покушение на священную корову – национальный проект «Безопасные и качественные дороги».

Предложение хотя и революционное, но не сенсационное – Акатаев уже озвучивал эту мысль. В последний раз она была произнесена вслух на заседании постоянной комиссии по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения 24 сентября. Суть ее такова. Из 700 млн, которые в Томской области направляются в последние годы на нацпроект БКД, только половина – деньги Федерации. Остальное – средства из областной казны и скудного муниципального бюджета. Который в прошлом году еще больше обескровили, отменив налог на вмененный доход, а это 240 млн рублей. Деньги эти никто муниципалитету не компенсировал. Вот их и предлагает оставить у себя в областном центре спикер городского парламента. А если кому-то надо без конца приводить в порядок проспект имени Ильича, пусть тот и платит. Как уже неоднократно рассказывал Акатаев, почему-то на Белгородчине, где он побывал, чтобы посмотреть «как белые люди живут», или в Краснодарском крае раскошеливается Федерация. И далеко не по принципу фифти-фифти. Чем мы хуже?

Чингис Маметович, конечно, далеко не наивный мальчик, не подозревающий, что в России существует негласная табель о рангах и то, что позволено Юпитеру, и близко не позволяется быку. То бишь какой-то третьестепенной Томской области с жалким миллионом населения, малыми запасами углеводородов и даже без выхода к Транссибу. Но формально такого деления, конечно же, нет. И Акатаев вполне может задавать вопрос: «А по-че-му?» Отлично зная, что единственный ответ: «А по кочану…»

– Мы предлагаем 250 тысяч ежегодно направлять на ремонт дорог, которые ведут непосредственно к домам томичей, – говорит спикер.

Из этих денег конкретно 40 млн – на исполнение предписаний ГИБДД, 30 – на разработку проектно-сметной документации, 30 – на осветительные приборы… И далее – ливневка (капля в море, 44 млн вместо 3,5 млрд, которые насчитали в ТГАСУ), техпаспорта для улиц, на которых нет тротуаров…

В общем, не до жиру. Все очень скромненько. Но «дайте хотя бы выпадающие». В результате члены комитета быстренько проголосовали: 15 за (при нуле против и нуле воздержавшихся), и предложение спикера отправилось прямым ходом на комитет по бюджету, а оттуда – на согласительную комиссию. Потому как бюджетный процесс уже запущен, и бунт на корабле в этот период – это действительно бунт, а не просто буза.

Кстати, на комитете по бюджету, экономике и собственности уже нет опытного и осторожного Самокиша, двинутого по партийным спискам в ГД РФ. То есть противостоять влиянию спикера там будет некому.

Рогатый секонд-хенд останется в стойлах

Еще одна тема, звучавшая на комитете, касалась уже непосредственно ТТУ. «Любимого» предприятия депутатов. Чаще упоминаются только оба САХа… Речь шла о московских троллейбусах, которые нам еще в начале года прислали с барского плеча, но в рейсы они до сих пор не вышли. Что на фоне скандалов с маршрутками выглядит особенно странно. Как сообщил и.о. заммэра – начальника департамента городского хозяйства Александр Карпанин, к 1 ноября первая десятка рогатых, отремонтированная местными умельцами, явится пред светлые очи томичей. Как рассказал Карпанин, 40 подержанных (2007–2012 годов рождения) машин планировали подвергнуть косметическому и профилактическому ремонту, однако эта работа затянулась из-за нехватки средств.

По информации Александра Карпанина, финансирование ремонта десяти московских троллейбусов удалось обеспечить за счет денег ТТУ, полученных от перевозки пассажиров. Поэтому троллейбусы все же выйдут на линию, однако при этом десять старых единиц подвижного состава ТТУ, которые сейчас находятся на ходу, будут выведены из работы. То есть по факту транспорта не прибавится. 30 оставшихся «москвичей» трогать не будут – по словам Карпанина, ездить на них все равно некому, сейчас наблюдается «нехватка по водителям».

Кто ж на новенького?

Тем не менее, сообщил Александр Карпанин, Томск будет подавать заявку на участие в федеральной программе для получения средств на новый электротранспорт. Если ее одобрят, на муниципалитет могут свалиться из госказны 720 млн рублей.

Буквально на прошлой неделе администрация получила от профильного министерства документы, по которым утверждены параметры участия регионов в госпрограмме «Безопасные и качественные дороги». Перед Томском стоит задача сформировать заявку до 1 ноября.

– Если все сложится благополучно, мы сможем рассчитывать на 720 миллионов рублей от Федерации на обновление муниципального транспорта. Пропорция составляет 60 на 40 процентов. Предусмотрев в бюджете города еще 480 миллионов рублей, до 1,2 миллиарда рублей в общей сложности мы можем направить на обновление подвижного состава до 2025 года, – рассказал депутатам Карпанин на заседании комитета Думы Томска по городскому хозяйству.

Кроме «колес», на эти средства можно ремонтировать трамвайные пути.

Пока на 2022 год в проекте бюджета города заложено 337 млн рублей в качестве субсидии трамвайно-троллейбусному управлению. На эти деньги, в частности, планируется провести текущее содержание подвижного состава. Покупка новых трамваев или троллейбусов не предусмотрена.

Из этой суммы 44 млн рублей будут направлены на ремонт контактной сети на проспекте Комсомольском, а также на замену трамвайных путей на проспекте в сторону переулка Степана Разина. В этом году ремонт шел на участке проспекта Комсомольского от проспекта Фрунзе до пересечения с улицей Лебедева.

*   *   *

В Думе Томска завершилась первая комитетская неделя. В нее не вместилось только итоговое и самое важное, решающее из всех заседаний – заседание комитета по бюджету, экономике и собственности. И последнее из публичных депутатских действий в преддверии принятия бюджета. Далее предстоит работа в согласительной комиссии, которая традиционно проходит за закрытыми дверями. Как говорят, деньги любят тишину. Но ее, трактуемую как кулуарность и стремление скрыть что-то важное и требующее априори публичности, весьма недолюбливают многие городские депутаты. Войдут ли в очередное противоречие убеждения и традиция? На «посмотреть» осталось немного времени. Как и надежд на то, что между «младшим» и «старшим» братьями, городской и областной думами, станет чуть больше взаимопонимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *