«В русских есть ген патриотизма…» Но его нужно поддерживать

Сейчас в обществе много разговоров о скрепах, патриотизме. И о том, что нынешнему современному поколению, кроме Интернета и материальных благ, ничего не интересно. Но почему молодежь, заплатив свои кровные, хлынула в кинотеатры на современные фильмы о войне, такие как «Девятаев», «Т-34», «Подольские курсанты»? Только ли в стрелялках дело? Ответы на эти вопросы «ТН» решили получить у человека, который, работая с молодежью не один десяток лет, не понаслышке знает, что такое патриотизм.

Наш собеседник – бессменный руководитель известного в России поискового отряда «Прометей», преподаватель Томского кадетского корпуса Иван Харченко. Тем более что и повод подходящий – «Прометею» исполнилось 37 лет.

Патлатых тоже ругали

– Иван Григорьевич, вы работаете с детьми, подростками более 30 лет. Можете сравнить молодежь советских времен и сегодняшнюю? Бытует мнение, что сейчас всем правят деньги. Слово «патриот» вообще не в чести. Где больше материальных благ, там люди и живут, работают. А что это за страна, где она находится, хоть в Африке, хоть в Азии, что там проповедуют – не важно. Главное, чтобы было комфортно.

– Мне, конечно, сложно говорить за всю молодежь. Она и сейчас очень разная. В последнее время мир вообще стал неоднозначным. В советский период было проще. Не существовало такого имущественного разделения, не давила информационная насыщенность. И идеология была единой и понятной. Но я вспоминаю, как во времена моей молодости пожилые люди, среди которых еще было достаточно много крепких ветеранов, тоже ругали тогдашнюю советскую молодежь за клёши и длинные волосы. Да и музыку патлатые парни слушали вроде «какую-то не такую». Поэтому разговоров о том, что молодежь «нынче неправильная», и в мое время хватало. Но ребята уходили в армию. Остепенялись. Шли добровольцами в Афганистан и проявляли себя в настоящих боевых действиях ничуть не хуже ветеранов, чья молодость пришлась на военное лихолетье.

Мне все-таки кажется, что в русских людях, независимо от времени, в котором они живут, заложен некий ген настоящего патриотизма, которого нет ни на Западе, ни за океаном. Это касается и молодежи. Да, действительно, у американцев существует традиция поднимать каждое утро флаг перед домом. Но это ритуал. Привычка. А если потребуется, образно говоря, пойти в атаку без бронежилета и страховки, то это еще вопрос, удастся ли их поднять из окопа. Между тем русский человек, если дело касалось защиты Отечества, всегда без всяких пряников стоял насмерть. Напомню, настоящая кровавая рукопашная, самое страшное в бою – это был удел немцев и русских. Кстати, во Вторую мировую наши противники – фашисты – американских вояк как воинов ни в грош не ставили, чего нельзя сказать об их технике. А вот боевым духом русских солдат восторгались. Почитайте воспоминания немецких ветеранов.

Заглянуть в окоп… и выбрать профессию

– Что касается ребят, с которыми я работаю в кадетском корпусе, то здесь слово «патриот», как вы понимаете, имеет особое значение. Ведь большинство из выпускников нашего кадетского корпуса впоследствии выбирают профессию офицера. Я езжу в леса на Вахты Памяти с томскими кадетами уже более 15 лет, и все парни, кто участвовал со мной в раскопках, выбрали путь военного. Уже не раз говорил, что там, в лесах и болотах, никого агитировать за любовь к Родине не нужно. Это приходит к ребятам само, как данность. И очень быстро. Куда там стрелялкам в компьютерных играх… За время поисковых экспедиций были подняты останки более пяти тысяч воинов. Общие потери военно­служащих, да и мирного населения, заставляют понять, какой ценой досталась нам победа. И то, сколько россиян сложили голову для того, чтобы мы сейчас спокойно жили, наводит на определенные мысли. Люди погибали не за какую-то кормушку, не за бабки, как сегодняшние наемники, а за свою Родину, как бы это пафосно ни звучало.

– Вашему поисковому отряду исполнилось 37 лет. Как отметили это событие и как оно отразилось на Вахте-2021?

– Отпраздновали мы наш праздник скромно. Никакой особой помпы не было. Собрались в актовом зале, поздравили друг друга, подвели итоги. Подсчитали, что за 37 лет отряд поднял останки 5 431 солдата и офицера РККА. Только солдатских медальонов нашли около четырехсот! С Вахтами Памяти пока не особо складывается. Все планы спутал коронавирус. Руководство кадетского корпуса приняло решение воздержаться от отправки наших воспитанников на раскопки. Но в этом году в августе я все-таки провел очередную, уже 61-ю, Вахту Памяти. Только не со своими кадетами, а с ветеранами отряда. Можно сказать, старичками. С теми, кто участвовал в его работе раньше. Сейчас им уже по 30–40 лет. Всего нас было шестеро. Ездили в Великий Новгород. Работали в Парфинском районе. В том месте, где в 1942–1943 годах воевала наша, сформированная в Асине, 370-я стрелковая дивизия.

Честно скажу, в августе было трудно. Мешала высокая трава. Но останки шестерых наших воинов мы все-таки подняли. К сожалению, никаких целых документов при них, по которым можно было бы идентифицировать личность, не обнаружили. Так и остались наши воины навеки безымянными. Вообще, мы уже 27 лет работаем на Новгородской земле. Поэтому нас там все знают. Как услышали, что мы приезжаем, повидаться прибыли руководители многих других поисковых отрядов. Пообщались очень душевно. Эта встреча хоть как-то скрасила то досадное обстоятельство, что томские кадеты не смогли поехать с нами.

Цена Победы

– На поисковую работу требуются средства. Их обычно не хватает. Недавно кумир молодежи рэпер Моргенштерн заявил, что не понимает, почему через столько лет после окончания Великой Отечественной государство тратит огромные деньги на празднование Дня Победы и военные парады, которые обходятся казне в огромные суммы.

– Полагаю, что дело не в политическом контексте, как пытаются представить некоторые, а в отсутствии базовых ценностей, которые прививаются с детства, в элементарном отсутствии исторических знаний. Молодой человек просто не представляет, чего стоила для народа наша Победа. Для него это что-то далекое, полу­миф. А ведь мы до сих пор, даже через 75 лет после окончания Великой Отечественной, ощущаем демографическую яму, образовавшуюся в то время, когда миллионы молодых потенциальных отцов и матерей были уничтожены. Я тут как-то просматривал в Интернете старые музыкальные передачи «Песня года». И с грустью подметил, что песни о войне советских композиторов звучали в этих конкурсах эстрады до самых восьмидесятых годов. Они были востребованы, потому что все еще была велика рана в сердцах наших людей. И она еще не заросла. Как мог недавно режиссер Алексей Красовский снять комедию (!) «Праздник» о блокадном Ленинграде? В нем, кстати, снимались наша почти землячка Алена Бабенко…

А про парады Победы, которые проводились далеко не каждый год, скажу так. Мое мнение, что это одновременно и дань памяти нашим воевавшим отцам и дедам, и демонстрация нашей возросшей мощи. Обратите внимание, наши раскопки в лесах и болотах мы называем «Вахта Памяти». Именно памяти. Это ведь не случайное название. Наша армия – это наша гордость. И мы не вправе забывать о наших защитниках.

Не случайно Моргенштерн, как я слышал, уже сообразил, что сморозил глупость в эфире, и извинился.

Кто такое написал?

– Вы упомянули про слабый уровень исторических знаний современных молодых людей. Многие из них, к сожалению, путают Великую Отечественную и Вторую мировую войны, Сталина с Брежневым, Хрущева с Горбачевым… С чем это связано? Ведь, казалось бы, сегодня столько информации, авторитетных источников. Внимай, познавай.

– К сожалению, российская система образования в последнее время изменилась не в лучшую сторону. Не зря даже появился такой полушутливый термин, как «поколение ЕГЭ». Отсюда и просто вопиющие пробелы в знаниях, причем не только исторических. Сами преподаватели сетуют, что на изучение Великой Отечественной войны отводится очень мало часов. Учебники тоже оставляют желать лучшего. Далеко за примерами не надо ходить. В 2008 году в Москве я участвовал в конференции Академии общественных наук. И мне там попался на глаза наш российский учебник для десятиклассников, в котором в разделе «Начало Второй мировой войны» говорилось о том, что Советский Союз тоже ответствен за развязывание этой войны. Я очень удивился. А потом и вовсе был шокирован, когда через какое-то время эти учебники попали к нам в кадетский корпус. Получается, что они разошлись по учебным заведениям. Я их полностью изъял! Но один сохранил и отправил в областной департамент образования. Никто мне не ответил. К счастью, это, с позволения сказать, учебное пособие потом исчезло из учебного процесса.

Вообще, любовь к родине нужно воспитывать. И в семье, и в школе. Отрадно, что это стали понимать на правительственном уровне. Создано молодежное общественное движение «Юнармия», которое курирует Министерство обороны. Действуют школьные музеи, получают поддержку поисковые отряды. Реализуются программы патриотического воспитания. В регионах развернута сеть кадетских корпусов. А в последнее время все большую популярность получает волонтерское движение, когда молодые люди восстанавливают памятники, ухаживают за захоронениями, помогают ветеранам.

Все это дает надежду, что молодое поколение отнюдь не потерянное поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =