29 апреля в рыбоводческом комплексе, принадлежащем бизнесмену Виктору Киневу, погибло 8,5 миллионов мальков подрощенной пеляди. Молодняком, впервые выращенным в «домашних условиях», собирались зарыблять Томь.

— Сброс в Южный канал, откуда вода попадает в пруд рыбоводческого комплекса, зафиксировали 29 апреля в 6.30 утра. Достаточно несколько минут, чтобы рыба погибла — к сожалению, именно это и произошло, — сообщил «ТН» руководитель томского отделения «Стриж» Сергей Жабин.
Томский рыбоводческий комплекс уже третий год находится по боком у СХК. И другого места для разведения рыбы не найти — для этих целей нужна теплая вода, ее и сбрасывает ТЭЦ химкомбината, остудив котлы.
Мор, зафиксированный 29 апреля, далеко не первый. Но после громкого скандала в сентябре 2011 года, когда на прудах Кинева погибла почти вся рыба — 12 тысяч карпов и осетровых, руководство СХК, ТЭЦ, Северского водоканала упреки в свой адрес не приняли. И вопрос — что привело к массовой гибели рыбы, для широкой общественности так и остался без ответа. Известно, что губернатор Сергей Жвачкин вел профилактические беседы на тему возможных сбросов. По неофициальной информации, тогда в устной форме была достигнута договоренность: если кратковременные сбросы неизбежны (являются частью технологического процесса), представители предприятия, прежде чем открыть «шлюзы», будут заранее предупреждать руководство рыбоводческого комплекса.
В рыбоводном хозяйстве к процессу взаимодействия подготовились: прямо на канале установили задвижку, что позволяет в случае необходимости не принимать воду с примесями.
Увы, накануне 29 апреля руководство рыбоводческого хозяйства так никто и не предупредил. Пеляди, впервые за последние годы выращенной в Томске (до 2012 года ее закупали в Новосибирске), больше нет.
— Диверсия, у меня нет других слов, — расстроен Сергей Жабин. — Все эти годы компенсационные мероприятия проводились у нас «с барского плеча», Томск не имел возможности заниматься инкубированием, подращиванием мальков самостоятельно. В итоге предприятия, которые наносят экологический ущерб (в основном, это нефтегазовый комплекс), инвестировали в экономику соседнего региона, откуда нам привозили подрощенный для зарыбления молодняк. Вопрос — соответствует ли количество мальков перечисленным из Томской области суммам, всегда был открыт. Чтобы контролировать ситуацию, мы и пытались замкнуть компенсационные мероприятия на свой регион.
Для зарыбления водоемов региона нужен местный материал. Чтобы его получить, Виктор Кинев (рыбак со стажем и не новичок в бизнесе) год назад купил в Парабели разорившейся рыбозавод. Приобрел в основном из-за квот, которые дают право в промышленном масштабе заниматься добычей, отбирать пелядь, выдавливать икру, инкубировать ее, подращивать и выпускать в реки Томской области. И все вроде шло своим чередом: икру пеляди (11 млн. икринок) со стрежпесков в феврале привезли в рыбоводческий комплекс. Инкубировали под руководством специалистов. Почти три месяца молодняк подращивали. Несколько дней назад им любовались представители областной администрации, планировавшие провести зарыбление 30 апреля.
— Причину гибели рыбы устанавливаем, — сказал председатель областного комитета рыбного хозяйства Виктор Сиротин. — Много нюансов, которые могли привести к такому исходу: теоретически, это и условия содержания и температура, и состав воды. Виктор Кинев представил нам информацию, что в воде было превышение уровня pH — высокощелочная среда. С чем это связано, выясняем.
Виктор Кинев воздержался от комментариев. Материальный ущерб для него измеряется миллионами, моральный — неизмерим.
Может быть пора возвращать определение «враг народа»?
И к стенке?
Первых пять-десять расстрелять , остальные будут сами предварительно пить воду, только затем сбрасывать в общий водоем…
Бардак, как и везде у нас по стране, полная безответственность…