Анатолий Копытов, директор Института развития образовательных систем РАО
– Давайте задумаемся: кто у нас «заказывает» профессионалов? Кто определяет, какие специалисты нужны сегодня и какие понадобятся завтра?
К сожалению, государство сегодня практически не участвует в управлении не только качеством подготовки специалистов, но и их количеством. Открывая новую специальность, руководитель училища, техникума или вуза смотрит на то, удастся ли на ней заработать. В итоге складывается абсурдная ситуация: в сильном инженерном вузе самым востребованным оказывается гуманитарный факультет. В университеты идут не за профессией, а за дипломом ради диплома. К сожалению, профильное обучение в России на старшей ступени общеобразовательной школы (замечательная сама по себе идея) также не способствует профессиональному самоопределению учащихся, на практике оно свелось лишь к предвузовской подготовке. Нет сегодня в школах технических и профессиональных профилей, утрачены связи с предприятиями…
Ориентированность общего образования на высшее – пагубная тенденция, которая ведет не только к росту молодежной безработицы, но и к деградации общества. Сейчас более 60% выпускников вузов не могут трудоустроиться по специальности – торгуют, охраняют…
Если семь лет назад в России в учреждениях начального профессионального образования обучалось 1,5 млн человек, то сейчас порядка 400 тыс. У нас в стране сейчас всего 5% высококвалифицированных рабочих, в среднем в мире 40%.
Государство должно прогнозировать развитие отраслей и в соответствии с этим – потребности в различных специальностях, но оно практически не участвует в регулировании этих процессов. Нет машиностроения? Значит, не надо готовить рабочих… И проект закона об образовании, и сложившаяся практика последних лет наталкивают на мысль: в стране не планируется развитие.
В проекте закона об образовании начальное профобразование не упоминается. Его нет! А есть «краткосрочная подготовка». Три месяца – и ты каменщик. Человек-функция. Профтехучилища хотят передать в систему среднего профессионального обучения, обещая, что это поднимет престиж и качество начального профобразования. Это вряд ли. Скорее – сделает его пасынком…
Кстати
В СССР в 1961 году на образование тратилось 12% ВВП. В бюджете РФ на 2011–2013 годы на эту сферу планируется расходовать всего 3,7–4% ВВП.