В Тегульдетском районе бизнесмены возродили транспортировку древесины по реке

плоты01

20 лет древесину по Чулыму никто не сплавлял. А нынче лесозаготовители компании «Хенда-Сибирь» организовали массовую отправку плотов в Асино, в промышленный парк предприятия «Роскит­инвест» на переработку. 50 тысяч кубометров заготовленного зимой леса специалисты связали в пучки и разместили на плотбище в поселке Черный Яр Тегульдетского района. Увидеть, как идет транспортировка леса по Чулыму, и посмотреть на самое настоящее плотбище – задача для корреспондентов «ТН» оказалась не из легких. 175 км мы преодолели на машине, потом еще 12 км шли по воде. До огромной стоянки плотов можно добраться только на катере, так как после ледохода Чулым разлился и сухопутную дорогу затопил.

Вторая жизнь Черного Яра

– Сегодня опять река неспокойная, штормит… Как там наши плоты? Связаны они хорошо, но мало ли что… Стихия есть стихия, – переживает Андрей Шкуратенко, капитан КС-100 и начальник сплавного участка компании «Хенда-Сибирь».

За бортом действительно огромные волны, которые буквально набрасываются на наш катерок. Но под управлением Андрея Николаевича судно идет легко и уверенно. В этом сезоне Андрей Шкуратенко уже сделал не менее сотни рейсов на плотбище, поэтому знает водную трассу хорошо. Удачно удалось отправить по Чулыму уже 12 плотов, еще 13 ждут своего часа на стоянке. Рабочие собирали плоты зимой в пучки.

– Труд не из легких. Лед тонкий, люди проваливались в ледяную воду, трактора пару раз тонули, но удалось подготовить, как и планировало руководство, – 50 тыс. кубометров древесины. В каждом плоту – 2 тыс. кубов, – поясняет Андрей Николаевич.

– У нас в поселке впервые после развала Союза появились новые рабочие места с зарплатой от 25 тыс. рублей. Семь десятков молодых мужчин, средний возраст которых 40 лет, теперь трудятся на плотбище. 50 человек – наши черноярские, а 20 – жители из других деревень нашего района и соседи-зырянцы, – подключается к разговору глава Черноярского сельского поселения Анатолий Попов. – Представляете, даже горькие пьяницы подшились и решили начать новую жизнь! Возрождение сплава по реке – и для Черного Яра возрождение. Это же поселок лесозаготовителей, тут до 1994 года был лес­промхоз. Жили лесом. И неплохо жили…

Кто такие Бим и Михалыч?

За разговорами добираемся до плотбища. Со стороны кажется, что течение прибило бревна к берегу хаотично, на самом деле древесина крепко связана, упакована, закреплена железными тросами на суше. Катер замедляет ход, и мы тихонечко идем вдоль плотов… В пучках – береза, осина, кое-где попадается ель, а сосны и кедра почему-то нет.

– В плотах лес второсортный. Он идет на производство древесно-стружечной плиты. В Асине достраивается завод по глубокой переработке леса. В производство уже вложены миллиарды китайских инвесторов. Генеральный директор «Хенда-Сибирь» Пэн Гоцин – выходец из Китая. Он уже обрусел. Как никак 20 лет в Томской области живет. Вот старожилы ему и рассказали о доставке леса водным путем. Пэн просчитал, что это выгоднее и дешевле, чем возить древесину автотранспортом, – продолжает рассказ Андрей Шкуратенко.

Так, три года назад Андрей собрал бригаду и отправил первый плот на 2 тыс. кубов. Пробный рейс оказался удачным, поэтому в прошлом году рабочим дали задание связать 12 плотов, а в этом уже 25. Для быстрой транспортировки, пока не упал уровень воды в Чулыме, нужно было расширять флот. К этому сезону компания выделила средства на покупку четырех катеров. Технику на ходу еще надо было найти. В итоге два катера пригнали из Могочина и по одному из Бийска и Томска. У больших катеров даже есть имена: одного зовут Бимом, другого кличут Михалычем.

Буксирует плот большой катер, следом идет маленький, и нам не терпится увидеть, как сдвинется с места огромный плот. Андрей Николаевич человек хоть и отчаянный, но, к нашему огорчению, изучив обстановку на Чулыме, рисковать не стал, решил с отправкой повременить. Объяснил, что сильный шторм может прибить плот к берегу или вовсе разбить, раскидав бревна по реке как спички, которые собрать потом будет невозможно.

Шоссе ­ водно-чулымское

Вообще, транспортируется лес по воде с соблюдением целого свода правил, норм и техники безопасности. Капитан ведущего катера строго следит за скоростью, чтобы судно не нарвалось на корягу или топляк (затонувшее бревно). Именно поэтому основная отправка плотов происходит рано утром, не позднее четырех-пяти часов.

– В пути плот 36 часов. И ему встречаются трудные участки. Мы их называем «семиколенка». Это там, где река сильно виляет и пройти их нужно в светлое время суток, чтобы капитанам был хорошо виден плот, – поясняет Андрей Шкуратенко. – Всякое бывает на Чулыме, его 20 лет никто не чистил, опасностей много.

– Транспортировка древесины плотами – это не новая технология, в советское время в Тегульдетском районе по Чулыму доставляли в Асино на ЛПК практически весь заготовленный лес. На плотбище работали сотни человек, бригад было 70! – рассказал глава Тегульдетского района Валерий Красов. – Возрождение транспортировки и в целом развитие лесопромышленного комплекса – это огромный плюс для района: новые рабочие места, стабильная зарплата и доходы в бюджет!

Валерий Красов (окончил лесной институт, в прошлом директор Берегаевского ЛПК) считает, что сплав леса по реке улучшает не только экономику, но и экологию региона. Долгие годы по Чулыму сплава не было, вода размыла берега, появилось много отмелей, перед отправкой древесины речники расчищают русло, а сами плоты во время хода чистят реку. Да и рыбы в реке, по мнению Красова, будет больше. Хотя у защитников природы другое мнение. Они опасаются, что древесина будет тонуть и засорять реку…

Сегодня претензий у контролирующих органов к лесозаготовителям нет, есть все разрешающие документы на сплав древесины по Чулыму. Если с погодой повезет, катера отбуксируют все плоты в Асино в ближайшую неделю. Там пучки бревен распакуют, дерево немного подсохнет и уйдет на переработку.

– Всей нашей бригаде даже немного грустно оттого, что работа по перегону плотов скоро завершится, – вздыхает Андрей Шкуратенко. – Но ничего, мы еще развернемся. В 2015 году руководство нашей компании планирует отправить по водному тракту 100 тыс. кубометров древесины.

Уровень воды в Чулыме падает, и даже катера-буксиры порой садятся на мель. Помогают отчалить от берега трактор и рабочие
Уровень воды в Чулыме падает, и даже катера-буксиры порой садятся на мель. Помогают отчалить от берега трактор и рабочие

 

Глава Чернореченского поселения Анатолий Попов: «На Чулыме кипит работа, значит, будем жить»
Глава Чернореченского поселения Анатолий Попов: «На Чулыме кипит работа, значит, будем жить»

 

Андрей Шкуратенко, начальник сплавного участка в поселке Черный Яр, во время отправки плотов буквально живет на реке
Андрей Шкуратенко, начальник сплавного участка в поселке Черный Яр, во время отправки плотов буквально живет на реке

 

Цифра

В СССР ежегодно по рекам сплавлялось 105–120 млн кубометров древесины. В Тегульдетском районе – от 500 тыс. кубометров до 1 млн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − одиннадцать =