В ТГУ выяснят, почему одни дети любят математику, а другие ее боятся

Международная лаборатория когнитивных исследований появится в ТГУ в ближайшее время. В ее создании вузу поможет ведущий ученый из Великобритании Юлия Ковас. Амбициозный проект обеспечен трехлетним финансированием: на покупку оборудования и оплату услуг ученых госуниверситет получит 150 млн рублей по гранту правительства России для государственной поддержки научных исследований. На столь масштабные грантовые деньги претендовали 517 ведущих ученых совместно с 176 вузами. В список 39 победителей из Томска вошел только проект Ковас и ТГУ.

Узнать и посоветовать

Гостью из Великобритании на факультете психологии ТГУ ожидают уже в ноябре. Кроме Ковас и томичей в проекте будет принимать участие команда Российской академии образования. Исследование под названием «Природа и механизмы когнитивных процессов как ресурс инновационного развития» будет носить междисциплинарный характер: объединит усилия психологов, молекулярных генетиков, математиков.

Научному коллективу предстоит найти ответ на вопрос, почему люди по-разному усваивают математику: одни ее любят, а другие боятся? Исследователи убеждены: как только станет ясно, какие механизмы лежат в основе математических способностей, можно будет разработать рекомендации для создания доступных индивидуально ориентированных систем обучения.

– Последние семь лет мы занимаемся масштабными исследованиями инновационного поведения личности, созданием технологий ее развития. Исследование усилит и дополнит наши разработки, – объясняет Эдуард Галажинский, декан факультета психологии ТГУ. – Полученные данные помогут в создании образовательных программ и стратегий. Их также можно будет использовать, например, для оценки эффективности ЕГЭ по математике.

Что у близнецов разного?

Когнитивное развитие детей и подростков будут изучать на примере близнецов, создав специально для этой цели российский близнецовый регистр: команда Российской академии образования будет вести исследования в центральном регионе, ТГУ станет форпостом за Уралом. А дальше ученые займутся психогенетическим, кросс-культурным, молекулярно-генетическим и геномным исследованиями математических способностей и когнитивных характеристик.

Опыт в проведении такой работы есть. Юлия Ковас почти семь лет принимает участие в Лондонском близнецовом научно-исследовательском проекте (TEDS). В выборку TEDS входят более 10 тыс. пар близнецов. Цель проекта – изучить индивидуальные различия в когнитивных функциях и академической успешности. Ученые стараются понять: в какой мере академическая успеваемость обусловлена генами, а в какой – средой? И в этом направлении у британских ученых есть много интересных наработок. Так, например, удалось установить, что даже на близнецов среда воздействует по-разному. А влияние средовых факторов зависит от генотипа.

High-tech для high-hume

Ученые ставят амбициозные задачи: за три года междисциплинарная лаборатория ТГУ должна окрепнуть и интегрироваться в мировое научное сообщество. На базе классического университета вырастет мощный, по-настоящему инновационный гуманитарный проект.

– Политика государства ориентирована в первую очередь на поддержку исследований в области математики, биологии, физики, IT-технологий, – отмечает Эдуард Галажинский. – Но мы убеждены, что сегодня наряду c высокими технологиями high-tech зарождаются высокие гуманитарные технологии high-hume. Приведу в пример популярный нынче Apple: да, это новые технологии, но успех бренда во многом формирует дизайн, удобство использования, соответствие природе человека. А это уже высокие гуманитарные технологии. Сегодня мы перестраиваем исследовательскую проблематику социогуманитарного блока под задачи инновационного развития региона, территории. Это не быстрый процесс. Но думаю, у ТГУ сегодня есть хороший шанс стать лидером в области гуманитарных технологий.

Ученым предстоит найти ответ на вопрос, почему люди по-разному усваивают математику: одни ее любят, а другие боятся

НАША СПРАВКА

Доктор Юлия Ковас родилась в России, высшее образование получила в Университете Лондона. В свои 38 лет она возглавляет международную лабораторию междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) факультета психологии Голдсмитс колледжа Университета Лондона, преподает психологию в лондонском и нью-йоркском университетах, является соруководителем Российско-британской лаборатории психогенетики учреждения РАО «Психологический институт». Ковас также является членом Математического консорциума Национального института здоровья (США), цель которого – внедрение научных исследований в этой области в психологию и образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × четыре =