В Томске гостил цыганский табор 

IMG_0846

Ярко-голубые шатры хорошо видны с дороги. Этот палаточный городок расположился под Томском, на третьем километре асиновского тракта. Или туристы лагерь разбили, или какое-то ведомство учения проводит? Хотя воздухом тут не насладиться – место далеко не живописное и движение здесь активное, расцветка тентов ни к традиционной военной типа хаки, ни к синей эмчеэсовской не подходит. Уж больно она яркая и пестрая.

На большой поляне палатки и шатры. В них – женщины, дети, молодежь. Настоящий цыганский табор.

Цыгане шумною толпою

– Здравствуйте! Меня зовут Светлана, а это моя коллега Вероника. Мы из газеты «Томские новости», хотели бы познакомиться и пообщаться.

– Здравствуйте! Сначала фотоаппарат уберите, снимать нас не надо! – говорит симпатичная девушка. На ней длинная юбка, на голове яркий платок. В ушах покачиваются сложного рисунка золотые серьги. Такие обычно и носят истинные цыганки. – А знакомиться мы не будем, без разрешения барона нельзя рассказывать о себе, называть имена.

– А где барон ваш?

– Вместе с другими мужчинами и женщинами уехал в город по делам. А так – нас тут целый табор – одна большая семья.

Чтобы побольше узнать о самых настоящих кочевых цыганах, обещаем не снимать. Успеваем лишь пару раз щелкнуть затвором и убираем камеру. Договор дороже денег. Проходим вглубь лагеря. Прикидываем, что живут тут не менее 50 человек. На поляне стоят 11 четырехместных палаток.

Посреди поляны парень занимается костром. Другой молодой человек орудует топориком, перерубая большие сухие ветки. Судя по количеству углей и пепла, костер не потухает несколько дней. Но кочевой народ утверждает, что прибыл в Томск из Новосибирска буквально вчера. Приехали торговать вещами.

– Мы шмотки продаем на рынках, у супермаркетов: куртки, постельное белье, шторы разные – портьеры и тюль, – рассказывает женщина постарше. – Многие считают, что мы что-то незаконное делаем, а мы, кочуя из одного города в другой, просто зарабатываем себе на жизнь.

Цыганка чистит картошку, морковку и лук. Собирается готовить обед. Замечаем одноконфорочную газовую плитку с мини-баллоном. В шатре идеальный порядок. Вещи сложены аккуратно. Посуда чистая. Неподалеку стоит бензопила (видимо, для заготовки дров). Ни соринки и у других передвижных квартир. Практически рядом с каждой припаркован автомобиль – «жигули», в народе такие называют «двенадцатыми». На номерах указан 68-й регион (Тульская область). Как видно, на лошадях, запряженных в повозки, цыгане уже давно не ездят.

За звездой кочевой

– Таборы давно кочуют на автомобилях. Мы же издалека приехали, из Тулы, – говорит еще одна обитательница табора. – Нынче вечером тронемся в сторону дома. У вас в Сибири холодает уже.

– У вас есть дома? Дети в школах учатся? – интересуемся мы.

– Дома есть, а школа – это жизнь.

– Может, раскинете карты или по руке посмотрите мое будущее, а я ручку позолочу, – предлагаю я.

– Нет, мы не умеем. Была у нас одна гадалка, старая женщина. Умерла. Идите уже своей дорожкой. Итак вам лишнего наговорили, – выпроваживают нас с поляны цыганки. – Как бы теперь у нас проблем не было.

Проблемы с законом у обитателей табора могут появиться, если на их деятельность – торговлю или гадание – пожалуются люди в полицию. Через дорогу от цыганского городка находятся мичуринские. Интересуемся у местных, как ведут себя новые соседи.

– Я все лето тут живу. Палатки заметила давно, но пока со своим товаром ромалы не приходили. Про воровство тоже ничего не слышала. Все спокойно, хотя мы относимся к этим людям настороженно, – рассказала Нина Алексеева.

– Действительно, пока никаких жалоб от томичей на цыганский табор к нам не поступало. Сотрудники полиции были на месте, проверяли документы. Все паспорта оказались в порядке, регистрация российская. А граждане России могут свободно передвигаться по стране на автомобилях, разбивать бивуаки или устраивать кемпинги, – прокомментировал ситуацию сотрудник пресс-службы УМВД по ТО Алексей Гринько. – Если же они обосновываются надолго – более, чем на 30 дней, то это уже компетенция миграционной службы.

Алексей Гринько добавил, что этот табор находится в Томске меньше месяца и поэтому формально ничего не нарушает. Хотя за торговлю с рук этих людей можно привлечь к административной ответственности. Но на деле до этого не доходило. Едва сотрудники правоохранительных органов начинали пристально наблюдать за табором, он тут же покидал город.

По данным властей, в Томскую область частенько заезжают цыганские таборы, но ненадолго. Только один раз кочевники обосновались на несколько месяцев в одной из деревень Томского района. Они нанялись пастухами и пасли коров. После проверки миграционной службы табор покинул регион.

Кстати, шалаши и палатки поставили какие-то кочевники и рядом с гаражами на ул. Нефтяной (в микрорайоне Мокрушинском). Как говорят местные жители, непонятно, цыгане это или представители какой-то другой нации. Но всем известно, что эти приезжие не торгуют, а просят милостыню

IMG_0847

Эта женщина с ребенком на руках нам представилась Индией. Ребятишки ее называли Индейка. Скорее всего, это прозвище. Хотя все может быть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 14 =