В Томске продолжается реорганизация системы начального и среднего профобразования

На сегодняшний день в Томске действуют 39 образовательных учреждений начального и среднего профобразования и два учреждения дополнительного образования. Ежегодное количество выпускников порядка 23 500 человек, что составляет 30% от томского студенчества.

В ближайшем будущем в Томске будет ликвидировано начальное профессиональное образование. Реорганизация учреждений проводится на основании Федерального закона «Об образовании». Согласно указу президента до сентября 2016 года все учебные заведения страны, предлагающие программы начального проф-образования, сменят статус или будут объединены и преобразованы в новые средние специальные учебные заведения (ссузы).

На минувшей неделе прошли выездные заседания совета Думы в образовательных учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области. Разделившись на четыре группы, депутаты посетили колледжи, техникумы и училища Шегарского, Кривошеинского и Чаинского районов области, а также областного центра. Цель визитов – мониторинг начавшейся реструктуризации, а также подробное знакомство и выяснение нужд и потребностей учебных заведений, которым еще предстоит пережить метаморфозы.

– Суть реформы сводится к тому, чтобы сместить крен от социальной направленности учреждений начального и среднего профессионального образования на бизнес и потребности региональной экономики, – поясняет председатель Законодательной думы Томской области Оксана Козловская. – Если раньше система была нацелена прежде всего на социальную адаптацию детей, то сейчас в связи с актуальной проблемой дефицита специалистов рабочих профессий ситуация резко изменилась. Сегодня основная часть учебных заведений должна быть ориентирована на подготовку кадров под заказ ведущих отраслей региона.

Нехватка квалифицированных профильных кадров – ключевая проблема не только для России в целом, но и для Томской области в частности. К числу причин этого явления работники образования и эксперты относят несоответствие предлагаемых образовательными учреждениями перечней специальностей и программ потребностям экономики. Например, участник выездных групп директор ЗАО «Карьероуправление» Екатерина Собканюк рассказала о серьезном кадровом голоде в строительной сфере:

– Нам катастрофически не хватает каменщиков, отделочников. Недавно вынуждены были на четыре месяца отправить людей на обучение в Кемерово – работников по профессии «машинист экскаватора» в Томске просто не готовят. Более того, по-прежнему актуальной проблемой для начального и среднего профобразования остается устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений. На сегодняшний день в Томске основное учебное заведение, которое готовит работников строительных специальностей, – профессиональный лицей № 27. Наше профессиональное сообщество поддерживает училище, мы заинтересованы в его развитии. Здесь замечательный педагогический состав, достаточно современная материально-техническая база. Но даже она далеко не совершенна.

Помимо рабочих строительных специальностей ощущается не менее острая нехватка среднего медицинского персонала. Эта проблема коснулась всех муниципальных образований области. Сегодня решением этой задачи активно занимается Томский базовый медицинский колледж. С 2012 года при финансовой поддержке Законодательной думы Томской области ТБМК проводит дистанционное обучение специалистов для центральных районных больниц.

– Анализ кадровой ситуации показал: как правило, ребята из районов Томской области, окончившие наш колледж, не возвращаются в село. Единственный выход из сложившейся ситуации – проводить обучение на местах. С этой целью была организована целевая дистанционная подготовка специалистов с элементами выездных технологий, вся ее практическая часть проходит на базе ЦРБ, – рассказывает директор Томского базового медицинского колледжа Татьяна Ложкина. – Сначала многие относились к этому начинанию скептически, говорили, что обучение медиков по дистанционной системе невозможно. Но особенность этого образовательного процесса заключается в том, что районы стараются отправлять на обучение людей, уже работающих в медицине. И нужно отметить, что интерес к дистанционному обучению возрастает. В 2012 году в образовательный процесс включились пять районов, в нынешнем учебном году к ним присоединились еще два. Задача практического здравоохранения – за 5 лет охватить целевой дистанционной подготовкой медицинских кадров для ЦРБ все муниципальные образования области.

В числе первостепенных задач если и не всех, то многих училищ, колледжей и лицеев Томска остается привлечение абитуриентов. Многие вчерашние школьники – и это общероссийская проблема – по-прежнему не желают получать начальное и среднее проф-образование. Впрочем, как отметил председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности Законодательной думы Томской области Владимир Кравченко, позитивные тенденции все же есть:

– Общение со студентами показало, что у молодежи появляется мотивация к получению среднего специального образования, выбирая учебное заведение, они в большинстве своем совершают сознательный выбор. К освоению рабочих профессий чаще скептически относятся родители, нежели сами ребята. За последние 10–20 лет сильно упал престиж рабочих специальностей, о них очень мало информации, школьное образование больше ориентировано на гуманитарные науки, а вместе с тем чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля. Сегодня необходимо заниматься популяризацией рабочих специальностей и улучшать материально-технические возможности образовательного процесса.

Преобразования в рамках вступившего в силу нового федерального закона об образовании уже коснулись 30% профессиональных училищ и лицеев Томской области. По оценкам экспертов, реструктуризация учебных заведений начального и среднего профобразования Томска и Томской области будет длиться еще год-полтора. В нынешнем году на нужды реорганизации выделено порядка 1,8 млрд рублей.

Процесс реорганизации уже пережили несколько учебных заведений. В Кожевниковском районе на базе двух училищ создан техникум. Аналогичная ситуация в Подгорном, где крупный филиал экономико-промышленного техникума закрыт и объединен с училищем № 23, на их базе создан филиал Томского аграрного колледжа. Томские профессиональные училища № 10 и 32 присоединены к Северскому промышленному колледжу.

2 мысли о “В Томске продолжается реорганизация системы начального и среднего профобразования”

  1. Прочитал и ни чего не понял…

    Сначала в статье утверждают, что в стране и в томской области большая не хватка рабочих разных специальностей… и по этому устраняют учебные учреждения начального профессионального образования !!???. Вводят средние специальные учреждения. Но они не готовят, не обучают рабочих.

    Это значит, что устроители реформ образования изначально ориентированы на то что рабочие будут доставляться из стран ближнего зарубежья ( узбеки-таджики-киргизы…).

    «Преобразования в рамках вступившего в силу нового федерального закона об образовании уже коснулись 30% профессиональных училищ и лицеев Томской области. По оценкам экспертов, реструктуризация учебных заведений начального и среднего профобразования Томска и Томской области будет длиться еще год-полтора. В нынешнем году на нужды реорганизации выделено порядка 1,8 млрд рублей.»

    Быть может все закручено, что бы «освоить» 1.8 млрд. рублей?
    А забота о рабочем классе — не плохая ширма?

    Не уж-то смена вывески на учебном заведении стоит так дорого?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =