В Томске развивается профобразование для ребят с ограниченными возможностями

В томском профтехучи-лище № 12 идет будничная подготовка к учебному году: студенты-подростки помогают отмывать стены после ремонта, абитуриенты заполняют заявления… Все как в любом другом учебном заведении. И все не так. Половина обучающихся здесь – ребята с ограниченными возможностями, а само училище реализует уникальную в регионе программу инклюзивного образования, предоставляя им возможность получать профессию вместе с выпускниками обычных школ.

За одной партой

Суть инклюзивного обучения – внимание к индивидуальным возможностям и потребностям каждого ребенка, а также включение всех обучающихся в единое образовательное и культурное пространство.

– Целенаправленную работу с нездоровыми детьми мы начали в 2002 году, когда стали массово набирать студентов с ограниченными возможностями и открыли на базе училища коррекционное отделение, которое занимается их психолого-медико-педагогическим сопровождением, – рассказывает Ольга Гудожникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Следующим этапом стал переход к инклюзивному образованию. Если изначально обучение этих детей у нас происходило в обычных группах, по сути, так же, как в коррекционных школах, то с 2008 года мы поставили задачу их адаптации в условиях обычной жизни с обычными сверстниками.

Первый опыт – группа слабослышащих и здоровых девочек, которые вместе обучались по профессии «парикмахер» и выпустились в этом году. Сегодня в училище также созданы инклюзивные (совместные) группы по специальностям «маникюрша» и «обувщик по ремонту обуви». Обучение по специальности – от двух до трех лет.

С заботой о каждом

Из двенадцати мальчишек-обувщиков трое слабослышащих и трое с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

– В инклюзивном образовании учитель знает, как учить каждого, – говорит Ольга Гудожникова. – Упор делается на индивидуальное обучение, которое идет от вида нарушения у ребенка. Здесь совсем другая дидактическая подготовка к уроку, для объяснения материала задействовано больше технических средств: специальные инструкционные карты, наушники с усилителем звука, декодеры телетекста.

– Наши ребята тоже хотят быть современными, модными, они наравне с другими участвуют в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, – продолжает Ольга Борисовна, – социально-культурной адаптации мы уделяем много внимания. Кружки дополнительного образования, выставки того, что они делают своими руками, а делают они очень талантливо – этим у нас уже никого не удивишь.

Важная составляющая образовательного процесса – реабилитационный блок обучения:

– Он направлен на улучшение психоэмоционального и психофизического состояния ребенка, а также на коррекцию отклонений личностного развития, – рассказывает Наталия Кораблина, заведующая коррекционным отделением. – Он включает в себя специальные программы, например по развитию речи и практике общения для неслышащих и умственно отсталых детей, лечебную физкультуру, авторские программы наших педагогов «Познай себя» и «Помоги себе сам».

– Конечно, – продолжает Наталия Борисовна, – и преподавателям, и социальным работникам трудно, не все выдерживают: молодая психолог уволилась, не проработав полгода. И ее можно понять – с таким количеством проблем, как здесь, редко где столкнешься.

На преподавателей в этом училище действительно ложится особенная нагрузка: часто им приходится совмещать функции педагога, осваивать жестовую речь – единственного сурдопереводчика в училище на все уроки не хватает, а еще проживать с каждым ребенком его жизнь. Кроме ребят с ограничениями по здоровью в училище обучаются дети-сироты, а им поделиться своими проблемами больше не с кем.

После выпуска

Самой большой проблемой в профессиональной подготовке ребят с ограниченными возможностями остается трудоустройство. После закрытия специальной швейной мастерской при отделении Всероссийского общества глухих Томска и еще одной специальной швейной мастерской «Березка», где работали глухие и слабослышащие, лишь несколько частных мастерских в городе берут на работу выпускников училища № 12. А между тем понятно: эффективная система адаптации инвалидов в обществе невозможна без поддержки со стороны самого общества.

– Сегодня из них выращивают иждивенцев, внушая, что им все должны, – говорит Ольга Борисовна. – А не лучше разве создать рабочие места, организовать производство, где эти же люди смогут работать и чувствовать себя полноценными? Ведь можно, к примеру, создать парикмахерскую, где наши же девочки будут стричь глухих и слабослышащих клиентов…

В планах руководства учебного заведения – создать мини-комбинат бытовых услуг в самом здании училища, где есть незанятые площади, либо оказывать парикмахерские, швейные и прочие услуги на выезде. В случае реализации задумок по трудоустройству система профподготовки ребят с ограниченными возможностями здоровья приобрела бы законченный вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + десять =