С 31 марта по 6 апреля в Томске проходил региональный этап всероссийского конкурса «Учитель года – 2012». В течение недели 16 педагогов, ставших лидерами в предыдущих этапах, участвовали в конкурсных мероприятиях очного тура: вели занятия в незнакомых классах, выступали с творческими презентациями. В результате напряженного состязания определилась пятерка претендентов на победу. Волнующий марафон завершился финалом, в котором надо было дать мастер-класс, составить разговор с учащимися и выступить в открытой дискуссии. В конференц-зале ТГПУ финалистов ждали шесть (!) жюри и полная неизвестность.
Волнительная прелюдия
Перед публичным выступлением в комнате, отведенной для сбора финалистов, волновались все – и опытные, и молодые педагоги. Но волнение было не паническим, а радостным. Когда прозвучало приглашение пройти в зал, четверка нарядных дам и элегантный мужчина пожелали друг другу удачи. Не соперники, нет. Единомышленники. Короткое напутственное слово начальника департамента общего образования Александра Щипкова – и конкурс стартовал.
Есть контакт!
На сцене Сергей Суворов. Показывая ремень и зубную щетку, он предлагает залу подумать над тем, как эти предметы могут стимулировать мышечную активность человека. «Ремешком по мягкому месту? – перехватывает реплику. – Нет, попробуйте чистить зубы, стоя на одной ноге, а ремень использовать в качестве эспандера». Аудитория с удовольствием участвует в мини-тренировке и смеется над удачными шутками. Елена Тюкова погружает публику во вселенную слова, озадачивая этимологическими и смысловыми загадками. Светлана Широкова приглашает совершить поездку в олимпийский Лондон, предварительно изучив необходимый запас английских выражений. Галина Бетенекова собирает команду волонтеров на сочинскую Олимпиаду, а Тамара Панкина вовлекает в поэтическую музыку «Весны» Фета. Отмечаю про себя, что всем финалистам удалось найти контакт с залом, но вот выполнять упражнения под руководством остроумного спортивного тренера было веселее. Со мной солидаризируется представительница студенческого жюри Юлия:
– Нам больше всех понравился Сергей Суворов.
Тема в конверте
Следующее задание финалистам предстояло выполнить с помощью старшеклассников. Причем темы для обсуждения узнавались не заранее, а тут же, на сцене. Ведущие Андрей Мурашов и Лариса Окишева протягивали конверты, и методом случайного выбора педагогам надо было спровоцировать ребят на дискуссию. Одному – по теме «Зависит ли будущее от меня?», второму – «Всегда ли есть право выбора?», третьему – «Как я понимаю справедливость?» и т.д. Подумалось: даже при домашней заготовке можно растеряться, а тут – импровизация и непредсказуемая реакция подростков. На удивление, и учителя, и школьники держались достойно. Но наиболее комфортную психологическую атмосферу, по мнению экспертов из студенческого жюри, смогла создать Светлана Широкова.
Открытый разговор
За дискуссиями, которые проводит Марк Минин, всегда интересно наблюдать по телевизору. А здесь действо разворачивалось на наших глазах. И вопросы были самые что ни на есть животрепещущие: как оценить работу учителя, какую роль в работе педагога играют деньги, чья оценка важнее – руководства, родителей, учеников? Высказали каждый свое мнение. Поспорили. Чуть-чуть, показалось, слукавили («в педагогическом братстве все радуются успехам друг друга» – ой, ли?). И сошлись на том, что оценки могут быть разные, главное – выпустить из школы достойного гражданина и честного человека. Пафосно. Но верно.
По завершении конкурсных заданий жюри приняло решение: победителем признать Сергея Суворова (награда – 100 тыс. рублей), лауреатами – Светлану Широкову и Тамару Пангину, финалистами Галину Бетенекову и Елену Тюкову. Трогательную финальную точку в празднике поставил впервые исполненный в Томске гимн всероссийского конкурса учителей.
Великолепная пятерка
Галина Бетенекова, учитель английского языка Кожевниковской средней школы № 2.
Общий трудовой и педагогический стаж: 31 год. Квалификационная категория: высшая.
Педагогическое кредо: «Не стоять на месте и не считать, что я уже все знаю».
Миссия учителя: научить не только правилам игры, но и умению играть.
Любимый афоризм: «Если ты борешься, ты можешь проиграть, но если ты не борешься, то ты уже проиграл».
Что дало участие в конкурсе? Колоссальное удовлетворение от общения с интересными людьми.
Тамара Пангина, учитель русского языка и литературы Ежинской школы Первомайского района.
Стаж: 23 года. Квалификационная категория: первая.
Педагогическое кредо: «Через тернии – к звездам».
Миссия учителя: дать возможность каждому ученику раскрыть свою индивидуальность.
Любимый афоризм: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».
Что дало участие в конкурсе? Выросла в собственных глазах.
Елена Тюкова, учитель русского языка и литературы школы № 89 Северска.
Стаж: 3 года.
Педагогическое кредо: «Учиться, учиться и еще раз учиться!».
Миссия учителя: учитель должен незаметными прикосновениями воспитать совершенного человека, душу героическую, светлую.
Любимый афоризм: «Радость – высшая мудрость».
Что дало участие в конкурсе? Бесценный опыт общения с коллегами.
Светлана Широкова, учитель английского языка школы № 4 Стрежевого.
Стаж: 15 лет. Квалификационная категория: высшая.
Педагогическое кредо: «Учитель – это сплав профессионала и творца, труженика и психолога».
Миссия учителя: быть для ученика другом, помощником и советчиком.
Любимый афоризм: «Через тернии – к звездам».
Что дало участие в конкурсе? Много новых педагогических идей.
Сергей Суворов, преподаватель физкультуры гимназии № 1 им. Пушкина.
Стаж: 18 лет. Квалификационная категория: высшая.
Педагогическое кредо: «Радость познания, радость труда, радость общения, радость движения!».
Миссия учителя: «Я участвую в детском развитии: они, мои ученики, учатся мыслить, видеть и понимать, а я помогаю им раскрыться, найти свой путь к самим себе».
Любимый афоризм: «Лучше быть, чем казаться».
Что дало участие в конкурсе? Ощущение счастья.
Блиц-интервью
Сильные школы
Победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» отвечает на вопросы «ТВ»:
– Сергей Александрович, как настроение?
– Я до сих пор не верю в свою победу. Вот передо мной стоит хрустальный пеликан, а я не верю. Наверное, когда увижу, что он и через два дня, и через три будет так же стоять передо мной, только тогда поверю.
– Какой этап стал для вас самым трудным?
– На каждом были свои трудности, но мне сложнее давались те задания, где требовалось действовать словом, а не движением. Все этапы конкурса были очень интересными, а соперники сильными.
– Кто за вас болел?
– Ученики, учителя, семья. После того как объявили итоги, жена, сын и дочь признались, что гордятся моей победой.
– Вам теперь придется отстаивать честь области на всероссийском этапе. Волнуетесь?
– Конечно. Я считаю, моя задача – показать, что в Томске не только университеты сильные, но и школы.
Комментарий
Галина Чаусова, многолетняя сопровождающая учителей на конкурсы (Асиновский район):
– Конкурсы учителей – это как извержение вулкана. Человек попадает в экстремальные условия, мобилизуется и вдруг обнаруживает, что в нем таятся такие силы, о которых он даже не подозревал. Но для него это не только экзамен на профессионализм, но и возможность общения, обмена опытом, подпитка новыми идеями. Это перспективы карьерного роста, повышение статуса и самоуважения.
Организаторы регионального этапа всероссийского конкурса: Департамент общего образования ТО, ТРО профсоюза работников народного образования и науки, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО).
Выступления финалистов оценивали жюри: детское, студенческое, родительское, прошлых лет, предметное и большое жюри во главе с первым проректором ТГПУ профессором Владимиром Эппом.