Валерий Гергиев: в Томск мы ещё приедем

ГергиевБеспрецедентное по своим масштабам событие взбудоражило культурную жизнь города в конце минувшего года. В Томске выступил легендарный симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Перед концертом маэстро поделился своими размышлениями о жизни и искусстве.

-Валерий Абисалович, в Томске вы выступаете впервые. Как случилось, что наш город наконец-то попал в гастрольный график оркестра?

– Я давно наслышан о Томске как о славном русском городе с мощными университетскими традициями. Много рассказывал об уникальной интеллектуальной среде вашего города Алексей Кудрин, сопредседатель попечительского совета Мариинского театра, который побывал здесь в позапрошлом году. После этих слов я понял, что Томск обязательно должен отметиться на нашей гастрольной карте.

– Вы много гастролируете по стране и за ее пределами. Современные зрители восприимчивы к классической музыке?

– Залы забиты битком, где бы оркестр ни выступал. Причем мы всегда играем очень серьезный репертуар. Я вижу лица людей во время концерта и понимаю, что встреча с настоящей музыкой для них действительно радостное событие: такая атмосфера праздника царит обычно в зрительном зале. Это не попытка приблизиться к классической музыке, а очень здоровый культурный процесс, неподдельный интерес к творчеству великих композиторов.

Я убежден: кризис классической музыки возможен только в одном случае – когда скучные, малоинтересные исполнители играют надоедливые, однообразные программы, а руководят процессом ленивые и безответственные администраторы. Кстати, корни многих экономических проблем, на мой взгляд, аналогичные. Расхлябанность, несобранность и непрофессионализм так же губительно отражаются на музыкальных и театральных коллективах, как и на других общественных процессах.

– Какая из последних ваших гастрольных поездок особенно запомнилась?

– Концерт в Беломорске – небольшом городке в Карелии, население которого, думаю, не намного превышает численность штата сотрудников Мариинского театра. В ответ на наше выступление мы неожиданно получили 20-минутный концерт женского местного хора. Они пели изумительно красиво! Благодаря этому коллективу мы прикоснулись к традициям, которые должна знать, чтить и любить страна. Я даже подумал о том, как было бы здорово, если бы канал «Культура» снял передачу про беломорский хор и показал в эфире. В России очень много талантливых, самобытных мастеров своего дела, про которых знают, к сожалению, только их родственники и соседи. А ведь это удивительные люди, которыми страна может и должна гордиться.

– Как вы относитесь к творчеству нашего земляка, замечательного композитора Эдисона Денисова?

– Я был лично знаком с Эдисоном Васильевичем, правда очень коротко – всего две-три встречи в годы моей работы ассистентом главного дирижера Кировского театра. Поэтому Эдисона Денисова я больше знаю по его блестящим аранжировкам. Думаю, что в следующий приезд нашего оркестра в Томск, а такая договоренность с губернатором Сергеем Жвачкиным есть, мы исполним для вас что-нибудь из его сочинений.

– Симфонический оркестр Мариинского театра признан одним из лучших симфонических коллективов современности. Как вам удалось добиться таких фантастических результатов?

– У нас очень трудоспособный коллектив. Ни один театр мира в последние 25 лет не работал так много и продуктивно, как Мариинский театр. Я убежден, что выпускать всего одну-две премьеры в год, имея едва ли не самый мощный в мире творческий коллектив, непростительно. Поэтому мы ставим по 10–15 спектаклей за сезон. То же самое касается выбора репертуара: руководя таким сильным оркестром, грешно не браться за исполнение симфоний Шостаковича, Прокофьева, Малера, Бетховена, Чайковского. И потом, будучи дирижером, я прекрасно понимаю: чем больше произведений высшей категории сложности мы сыграем, тем быстрее молодые музыканты, которых в оркестре немало, станут настоящими мастерами. У нашего коллектива очень высокие требования к себе: мы не имеем права предавать золотые традиции, которые заложили легендарные деятели российской культуры. Поэтому каждый бас Мариинского театра, выходя на сцену, думает о том, что на этом же месте когда-то стоял Шаляпин. Любой композитор, сотрудничающий с нами, знает, что для театра писали музыку Глинка, Мусоргский, Стравинский.

– В своих публичных выступлениях вы часто озвучиваете идею возрождения уроков хорового пения…

– Мне кажется, что корень многих проблем русской культуры – в утрате традиций, идущих от советского периода, когда в каждой школе звучал детский хор, занятия музыкой входили в образовательную программу, и таким образом гармоничное развитие будущих членов общества начиналось с детского возраста. Сегодня одно из приоритетных направлений Мариинского театра – работа со школами и вузами Санкт-Петербурга, Выборга, Архангельска, Мурманска и многих других российских городов. Мы прилагаем все возможные усилия, чтобы современные молодые люди не проходили мимо сокровищ отечественной культуры. Согласитесь, что не знать ни одной ноты из Чайковского, ни одного слова из Толстого или Пушкина и говорить при этом о возрождении национальных традиций по меньшей мере странно. Никто ведь не хвастается тем, что он глухой и слепой.

– Возможно ли сегодня вывести развитие российской культуры на более высокий качественный уровень?

– Да. Все, что для этого требуется, – много трудиться. Сегодня я вижу колоссальное количество людей, которые забывают, что для улучшения ситуации нужно не красоваться перед телекамерами и не писать открытые письма президенту, а просто честно делать свое дело. Меня очень печалит, когда конфликты и противостояния в известных творческих коллективах вызывают больший поток новостных сюжетов, чем их спектакли. Становясь достоянием широкой общественности, они в неприглядном свете представляют общую ситуацию в российской культуре. Надеюсь, что грядущий, 2014 год, объявленный годом культуры, унесет в прошлое все отрицательное и будет отмечен серьезными позитивными событиями.

– Какой из отзывов и комплиментов зрителей для вас самый значимый?

– Меня всегда очень радует, когда, делясь впечатлениями от концертов симфонического оркестра Мариинского театра, люди обсуждают и комментируют услышанные произведения.

Справка «ТН»

Народный артист РФ Валерий Гергиев окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. В разные годы сотрудничал с Государственным оркестром Армении, Роттердамским филармоническим оркестром и «Метрополитен-опера». Сегодня совмещает художественное руководство Мариинским театров с должностью главного дирижера Лондонского симфонического оркестра.

В 2008 году оркестр Мариинского театра по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии включен в список 20 лучших оркестров мира. За два века существования коллектива в нем играли выдающиеся российские исполнители, а за дирижерским пультом стояли Берлиоз, Вагнер, Чайковский, Рахманинов. Именно Мариинский театр впервые представил на суд публики множество сочинений, которые составляют сегодня золотой фонд европейской классики: оперы Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, балеты Шостаковича и Хачатуряна.

это интересно

В 2012 году маэстро Гергиев стал самым финансово успешным музыкантом, обойдя любимцев миллионов Григория Лепса и Стаса Михайлова.

Кстати

Валерий Гергиев – заядлый болельщик. Среди российских футбольных клубов поддерживает петербургский «Зенит» и североосетинскую «Аланию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × два =