«Верю в Бога и в партию»: 100-летний юбилей Зинаиды Федотовой организовали соседи

Она в Богашеве такая одна. Родилась при царе, пережила Октябрьскую революцию, коллективизацию-индустриализацию, сталинские репрессии, Великую Отечественную и даже советскую власть!

13 сентября Зинаиде Тимофеевне Федотовой исполнилось 100 лет. День рождения ей организовали соседи. Нарвали цветов на своих огородах, скинулись переулком на подарок, принесли продукты. Заглянули с поздравлениями представители местной власти и совета ветеранов. А когда приехали еще и журналисты «ТН», юбилярша так разволновалась, что в буквальном смысле слова потеряла дар речи.

– Мы ведь соседи, самые близкие, а они – приезжие, у них родни тут нет. Поговорили друг с другом, все согласились сброситься, все-таки такой юбилей! У нас переулок дружный. Никто не отказался. Бабулька очень хорошая. Раньше такая разговорчивая была. Грамотная. Умница, – говорит одна из соседок, Раиза Петлина.

Черная полоса

Зинаида Тимофеевна с дочерью Розой и ее сыном переехали в поселок Богашево Томского района больше 20 лет назад из Казахстана.

Роза Викторовна

– Вынуждены были. Там такое творилось в 90-е годы. У нас шикарная квартира в центре Семипалатинска, дача – все бросили, – рассказывает Роза Викторовна.

Роза перенесла три инсульта, с трудом ориентируется в датах и событиях, но день 7 мая 1997 года помнит отчетливо. Именно в этот день они с матерью лишились всего нажитого за три года в Сибири. Сгорел их дом, обстановка, погибла скотина…

Зимовали переселенцы уже в новом доме, который Роза строила вдвоем с сыном своими руками.

– Если бы не соседи, мы бы не построились, честное слово! Ну вот представьте, было все – и сразу ничего нет, я в одном легком халатике осталась! Соседи помогали кто чем мог: одни доски несли, другие еду, третьи одежду, деньги, кто что давал. А мужик меня сразу бросил. Машину забрал и продал, – вспоминает Роза, не сдерживая слез.

Она до сих пор не может оформить российский паспорт и получить гражданство РФ: во время пожара сгорел паспорт советского образца.

– Ничего не могу сделать! Мне надо было представить свидетельство о браке, но я не помню фамилию второго мужа. Памяти-то у меня нет! Но я же была гражданином Советского Союза! Вкалывала всю жизнь как папа Карло. И с чем осталась? У меня уже сил нет, – жалуется пенсионерка.

Сейчас Роза и ее мама живут вдвоем. Двух мизерных пенсий едва хватает на еду, тем более что огород нынче Роза не садила – весной попала в больницу. За бабушкой опять же присматривали соседи. Приходили кормить, покупали булочки в магазине.

В своем уме

Рассказывая о матери, Роза отвлекается:

– Это при гостях она так разволновалась, не может и слова сказать, а вообще говорит, все понимает, в своем уме. Ходит помаленьку. В бане любит мыться. Если бы вы знали, какой горячей водой!

О долгой и богатой на события жизнь Зинаида Тимофеевна наверняка рассказывала своей дочери, но из-за проблем с памятью Роза вспоминает лишь кусочки, фрагменты. Говорила о том, что мать очень хорошо пела, играла на гитаре, работала начальником угольной базы, в милиции и что Зинаида Тимофеевна никогда не брала в рот спиртное, а выпив на 50-летнем юбилее пепси-колу, захмелела.

– Раскраснелась, давай отплясывать вприсядку, чуть успокоилась! – улыбается Роза.

Упомянула, что Зинаида Тимофеевна не получает льготы на своего мужа-фронтовика, без вести пропавшего, потому что в браке сохранила девичью фамилию.

– Бабушка у нас грамотная, интеллигентная. Она нам рассказывала, что воспитывалась у банкира. У них семеро детей в семье было. Выучили ее на бухгалтера, – присоединяются к разговору соседки.

Раньше Зинаида Тимофеевна много времени проводила на улице, сидя на скамеечке, и любила поговорить.

– Мы так с ней и познакомились, когда они приехали. Бежишь с работы, она просит: «Доченька, посиди со мной». Вроде и домой надо, а все равно сядешь, разговариваешь, – говорит еще одна соседка, Тамара Макарова.

Соседки долго общались с Зинаидой Тимофеевной. В честь праздника она даже сплясала и в конце концов разговорилась:

– Я во все верю. И в Бога верю, и в партию.

В ее день рождения выдалась отличная погода, но в доме, где живут мать и дочь, было холодно. Роза экономит дрова:

– Я купила тележку. Этого на месяц даже не хватит.

А впереди зима. Машина дров, по словам женщин, стоит 7 тыс. рублей, еще нужно заплатить за то, чтобы их расколоть. Пенсия у бабушки Зины 8 тыс. Купить не на что.

На празднике всем было хорошо – и гостям, и хозяевам, но завтра придет новый день, а вместе с ним – прежние проблемы.

От редакции. Мы обратились в департамент социальной защиты населения с просьбой оказать материальную помощь этой семье, выделить социального работника и разобраться с получением льгот. Кроме того, сделали запрос в УФМС России по Томской области, а также в администрацию Томского района.

100-летних бабушек в два раза больше, чем дедушек

По данным Томскстата, в Томской области на 1 января 2013 года перешагнули 100-летний рубеж 77 человек: 53 женщины и 24 мужчины. Более 90% долгожителей проживают в городах. Больше всего долгожителей в городе Томске – 66 человек. Еще по два человека проживают в Северске, Колпашевском и Шегарском районах. И всего лишь по одному долгожителю – в Верхнекетском, Кожевниковском, Первомайском, Тегульдетском и Томском районах. В остальных районах и городах области жителей старше 100 лет не зарегистрировано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 4 =