Виктор Кресс выиграл судебный процесс, проиграв его

Суд отказал экс-губернатору Виктору Крессу в удовлетворении его иска о защите чести, достоинства и деловой репутации к депутату областной Думы Владимиру Казакову. О чем последний не замедлил с радостью сообщить. Я же думаю, что эта радость по своей юридической сущности ничтожна, но по человеческой природе – пошлая.

Кто чего настроил?

Итак, сначала о принципиальных понятийных вещах. Вопреки обывательскому представлению суд отказал экс-губернатору в его иске к депутату Казакову совсем не потому, что суд посчитал, что заявление г-на Казакова, что Кресс «настроил только дорог на пять уголовных дел», соответствует действительности. Суд отказал Виктору Крессу, потому что расценил слова Казакова не как указание на некий факт, а как право человека на свободу выражения мнения.

Для наглядности две цитаты из определения суда.

«В оспариваемой фразе «Я хочу вам напомнить, что вы только одних дорог с Крессом настроили на пять уголовных дел» мнение о некотором отношении Кресса В.М. к противоправным деяниям в сфере строительства дорог выражено в оценочно-иронической манере. Данное мнение заключает в себе негативную информацию общего характера, с определенностью не указывающую на то, что деяния Кресса В.М. подпадают под признаки уголовных преступлений».

«Как неоднократно указывал Европейский суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство, что имело место в выступлении ответчика. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества».

Сharmante, доктор

В Отечестве нашем – когда это людям, глаголящим от имени

Отечества, выгодно – принято ссылаться на Европу: «толерантность, «плюрализм»… В перспективе это хорошо – надеюсь, когда-нибудь так будет. Но пока, увы, там, «в Европах», кроме суда есть такая вещь, как общественное мнение. Думаю, «в Европах» иначе оценивают то, что в родных пенатах называют автобусным хамством.

Для наглядности цитата из выступления г-на Казакова: «..выборы в прошлое воскресенье в Куянове, где, к моей, наверное, радости, люди распознали обман и увидели, что Кресс не собирается быть местным куяновским депутатом, а хочет быть сенатором московским. Вот и получил свое разбитое корыто под зад…»

Бог с ним, что Кресс не скрывал, что стал заложником процедуры «демократизации» законодательства, когда в Совет Федерации можно попасть только через депутатское место. Плюнем на то, что человека три раза избирали губернатором, а он при этом тратил личный авторитет, работал «паровозом» партии власти на всех выборах и обеспечивал неплохой результат (это отдельная история, и не о ней сейчас речь). А речь сейчас о том, что едешь в маршрутке – прилично одетый и уставший. И вдруг некто, которому вдруг ты почему-то не приглянулся, или он хочет покрасоваться перед своей девушкой и вообще перед всем автобусом, или он просто сам по себе такой, заявляет тебе: «Ты, м…ло, да знаю я, что ты такой-то, и такой, и растакой!..» (подробно читатель, знакомый с нравами томских депрессивных окраин, может сам продолжить). И что делать? В морду лица дать или отвернуться? В лицо – рискуешь попасть под наш справедливый суд. Отвернуться – вроде струсил…

Но ведь это же маршрутки и окраины! А про «корыто под зад» произносит с трибуны Законодательной думы ТО – внимание! – профессор кафедры финансов и учета экономического факультета, профессор кафедры финансового права Юридического института ТГУ, доктор экономических наук.

Сharmante, доктор, шарман – прелестно, очаровательно.

Вообще, читая многоученые заключения трех противоречащих друг другу лингвистических экспертиз выступления г-на Казакова («линия речевого оратора», «фактологическая информативность», «убеждающий текст», «осознанность авторской установки», «содержание волеизъявительного побуждения» и т.д. и т.п.), я испытываю уважение к мужам, такие слова знающим, но одновременно и иронию. Е-мое! Как бывший филолог, окончивший филфак ТГУ, дилетантски заявляю: не надо быть никаким филологом, чтобы понять: если про тебя в автобусе говорят, что ты похож (!) на вора и взяточника, то это оскорбление.

…Про хамство власти, принимающей драконовские законы

(о митингах, «иностранных агентах» и т.д.), пишут много. И это правильно. Но беда в том, что хамство становится всеобщей нормой политической жизни. И мне жаль, что никто из многих уважаемых мною депутатов не отреагировал в тот день и в том зале на выступление г-на Казакова.

Се ля ви

Если порядочного человека обвинят в автобусе, то окружающие все равно видят, что он порядочный человек.

Недавно на страницах «ТН» ведущий эксперт по региональной экономике Наталья Зубаревич сказала:

– …А они (ценности. – Прим. авт.) у Кресса были очень понятные и симпатичные: концентрация внимания к молодости, образованию, науке и инновационному бизнесу.

Во-вторых, думаю, немногие люди помнят, но после этого напоминания вспомнят слова научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, сказанные им на семинаре в Томске несколько лет назад:

– Вам, томичам, повезло, что губернатор Виктор Кресс – совестливый человек…

А в политике – как в автобусе… Главное – сохранить достоинство.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =