Основатель и первый главный редактор общественно-политической газеты – о творчестве, открытиях, предательстве и прощении
В июне нынешнего года «Томскому вестнику» исполнилось бы 25 лет. Увы, до круглой даты он не дожил, тихо почив в декабре 2012-го. Не будем сейчас разбираться в причинах бесшумной кончины некогда любимого народом издания, а просто вместе с его отцом-основателем Виктором Ниловым, который, кстати, в этом году отметит 75-летний юбилей, вспомним, как все начиналось. Поразмышляем над причинами популярности газеты, она ведь спустя пять лет после учреждения стала самой тиражной в области. Поговорим и о том, как у неугомонного Нилова возникла идея основания «ТВ» и как сложилась его, Виктора Захаровича, судьба после ухода из редакции. Необходимая ремарка: автор данных строк относится к числу тех, кто создавал газету. Читатель должен понимать, что личная причастность беседующих к предмету обсуждения не исключает их субъективизма в оценке событий. Напротив, усиливает пристрастное восприятие. Поэтому без обид: кого-то забыли, о чем-то умолчали.
Авантюра чистейшей воды
– Виктор Захарович, я как-то попыталась сосчитать, сколько людей были причастны к «Томскому вестнику» за 23 года его существования, дошла до 400 и поняла, что это безнадежное занятие: вспомнить всех невозможно! Но я знаю, что вся эта масса очень разных персонажей, за редким исключением, по-доброму отзывается о времени, проведенном в редакции «ТВ». Многие даже говорят, что это был лучший период в их жизни. А что для вас значит кусок биографии под названием «Томский вестник»?
– Это было самое интересное и трудное время в моей жизни. В «ТВ» я смог полностью реализоваться. Здесь пригодилось все, чем я до этого занимался: история науки, журналистика, краеведение, художественная самодеятельность, спорт…
– Кому персонально пришла в голову идея учредить газету?
– Идея витала в воздухе. Первому демократично избранному Совету народных депутатов нужен был свой печатный орган для развития местного самоуправления, обратной связи с населением. Я обсудил идею с председателем горсовета Анатолием Черкасским, его заместителем – своим бывшим студентом Григорием Шапиро, коллегами по демократической фракции Григорием Шахтариным, Александром Файтом, Николаем Кандыбой, другими депутатами, они поддержали. Я выступил на сессии, народные избранники меня выслушали и сказали: предложение хорошее, но реализовать его нереально, потому что бюджет уже утвержден. И тогда мы с коллегами из многотиражных газет сделали невозможное: за неделю между двумя сессиями выпустили пилотный номер «Томского вестника» и предъявили его депутатам.
– Кто придумал название?
– Редактор тусуровской газеты Галина Соболева. Депутатам выпуск понравился, и они проголосовали за учреждение издания. Но вопрос с его финансированием повис в воздухе. И началась «веселая» жизнь с подбором кадров, поиском денег и типографии, добыванием бумаги. Сегодня я понимаю, что это была авантюра чистейшей воды. Если бы не активная поддержка многотиражников Нины Счастной, Татьяны Весниной, Анатолия Алгина (ТГУ), Анны Вершининой (ТУСУР), Светланы Григоренко («Контур»), Светланы Пушных («Сибкабель») и других, ничего бы не получилось.
Смотрите, кто пришел!
– Между тем участие в создании «ТВ» большого числа сотрудников многотиражек вызывало скептическое отношение к новому изданию коллег из «солидных» газет.
– Да, было такое снисходительное посматривание в нашу сторону: что, дескать, у этих дилетантов получится? Хотя это были квалифицированные и в основном опытные журналисты.
– Раздражало и то, что в «ТВ» пришли люди, никогда прежде не пробовавшие себя в журналистике: правозащитник из общества «Мемориал» Николай Кащеев, историк Виктор Свинин, аспирантка филфака Ольга Кулинич…
– Зато какие это были личности! Они не учились на факультете журналистики, но их отличало врожденное чувство слова, стиля, умение аргументированно изложить мысли. Ольга буквально ворвалась на не вспаханное советской журналистикой тематическое поле взаимоотношений мужчины и женщины, потом тему подхватил выпускник журфака ТГУ Володя Родченко, подававший большие надежды как публицист и писатель и совершивший неожиданный поворот в сторону православия: окончил духовную семинарию и духовную академию, принял монашеский постриг, и теперь он профессор богословия в Московской духовной академии.
– Но постепенно, Виктор Захарович, пришли и сотрудники, имеющие опыт работы в областных СМИ. Согласитесь, такое пополнение сыграло колоссальную роль в развитии газеты.
– Безусловно. Алексей Севостьянов и Светлана Шерстобоева из «ТМ-экспресса» пришли, уже будучи известными журналистами. Талантливые, креативные, поразительно трудолюбивые, они подняли уровень газеты на более высокую ступень. Долго мы уговаривали Сергея Зайцева перейти к нам ответственным секретарем, он колебался, но, на наше счастье, так сложились его личные обстоятельства, что он был вынужден уйти из «Красного знамени» в «ТВ». Вместе с инженером Георгием Надоховским они подготовили редакцию к переходу – первыми в Томске! – на компьютерную верстку.
С приходом Юрия Молодцова и Любови Бозриковой из областной партийной газеты укрепился экономический блок «Томского вестника». С появлением Сергея Симонова мы стали выпускать спортивное приложение. Ирина Жилавская, покинув «Народную трибуну», орган областного Совета депутатов, привела в газету целое юнкоровское движение, в котором начинали профессиональную карьеру такие ныне известные журналисты, как Ольга Дубровская, Елена Тайлашева, Наталья Черткова…
Марина Боброва привнесла на страницы «ТВ» неподражаемый ироничный стиль. Свою лепту в становление и развитие газеты внесли Инесса Юшковская, Любовь Лаврова, Надим Касимов, Владимир Акутин, Виктор Червинский, Елена Уткина, Александр Яковлев, Юлия Струкова, Людмила Привалихина, Татьяна Прилепских, Лариса Демакова, Анатолий Буров, Светлана Чернозубенко, Валерий Сердюк, Игорь Куксин. Между прочим, Игорь пришел к нам с дипломом НЭТИ и только позже окончил филфак.
Светлана Тупицына формировала рекламную службу издания, затем ей на помощь пришла Маргарита Вагина. Решился на переход к нам редактор колпашевской газеты Виктор Турбин. Нина Амельянчик из «Красного знамени» правила корявости стиля, отлавливала журналистские ляпсусы. Борис Перцев своими карикатурами помог создать неповторимый облик «ТВ». Творчески работали фотомастера Александр Васильев, Александр Семенов, Валерий Касаткин, Татьяна Салютова. Нашими собкорами стали сотрудники районок, активно привлекались нештатные авторы. Все, абсолютно все вкладывали в свою работу душу.
– И результат не заставил себя ждать: в первую же пятилетку тираж «ТВ» составил рекордное для постсоветских СМИ Томской области число – более 70 тыс. экземпляров, «Буфф-сад» и вовсе 100 тысяч. В чем, на ваш взгляд, были причины популярности газеты?
– В том, что мы оказались в нужное время в нужном месте.
Странности судьбы
– Это было время романтических надежд, ожидания перемен, веры в светлое будущее. Давайте вспомним, как редакция пыталась соответствовать духу времени.
– Мы поднимали ранее запретные темы, защищали «маленького человека», критиковали действующую власть. Но экстремистами не были, старались находить общий язык даже с самыми упертыми депутатами. Хотя многие на нас все равно обижались. Например, тогдашний ректор госуниверситета долго не мог простить газете публикацию Виктора Свинина о том, что ТПУ развивается более активно, чем ТГУ. Как-то со скандалом расстались с представителем ФСБ, курировавшим СМИ, а однажды я был вынужден выгнать из своего кабинета товарища, который настаивал, что фашизм – это не так уж плохо.
– Редакция первое время напоминала проходной двор: любой человек с улицы мог свободно зайти в кабинет редактора. Впрочем, какой кабинет редактора? Вы же поначалу потеснили заместителя председателя горсовета Шапиро, поставив рядом свой рабочий стол, и хозяин кабинета в силу интеллигентности терпел шумное соседство.
– А журналисты занимали пару кабинетов в горсовете, которому достались площади бывшего горкома КПСС (третий этаж нынешней мэрии). Ирония судьбы: Анатолий Черкасский работал в кабинете моего тестя Михаила Духнина, первого секретаря Томского горкома партии после смерти Сталина. Однако вскоре нам выделили отдельный особнячок на пр. Фрунзе, 3, занимаемый прежде обществом «Знание». И снова странное пересечение: я долгие годы был нештатным лектором этого общества, рассказывал о Потанине, Макушине, старце Федоре Кузьмиче и других исторических деятелях Томска, об утраченных томских храмах. В 1990-е подобное переплетение интересов случалось часто.
– Переезд в отдельное здание аукнулся террористическим актом: не очень адекватный товарищ бросил ночью бутылки с зажигательной смесью в окна редакции. У меня перед глазами до сих пор стоит ужасающая картина – выгоревшее помещение секретариата, расплавленные компьютеры. Сервер вышел из строя. Мы были в тупике: как делать газету?
– Последствия действительно были ужасающими – техника уничтожена, у вахтера от стресса отнялись ноги. Но в тот трудный момент нас выручили коллеги, особенно существенную помощь оказала Татьяна Кондрацкая, главный редактор «Красного знамени». Благодаря профессиональной солидарности, а также помощи Виктора Гюнтера из «Микрана» мы не пропустили ни одного номера!
Кто придумал местный «Белый дом»?
– От разовых номеров, выходящих по мере нахождения денег, газета перешла к трехразовому, а потом и к пятиразовому выпуску в неделю, то есть по официальным критериям стала ежедневной. Появилась возможность объявить подписку. Кто планировал стратегию развития?
– И редколлегия, и я понимали: если «Томский вестник» не будет развиваться – не выживет. Поэтому мы старались не только основную газету насыщать интересным содержанием, но и придумывали множество спецвыпусков: «Елань», «Хозяин», «Женский журнал», «Что? Где? Когда?», «Ваучер», у каждого из этих изданий были свои читатели. Большой популярностью пользовались молодежный еженедельник «Буфф-сад», детская газета «Вместе». Мы проводили массу семейных конкурсов с очень хорошими призами, вплоть до розыгрыша путевок за границу и даже квартиры. Сотни спортсменов участвовали в майской легкоатлетической эстафете, организованной городским спорткомитетом и «Томским вестником». Я недавно зашел в областную детско-юношескую библиотеку и увидел на полке наш кубок, так приятно стало на душе…
У нас в гостях побывали известные политики, писатели, актеры: Лебедь, Глазьев, Карякин, Адамович, Окуджава, Кобзон, Харатьян, Боярский, Намин… Мы первыми стали публиковать бесплатные частные объявления по купонам, отказались от отчеств у видных деятелей на страницах «ТВ», начали проводить опрос прохожих на улице по актуальным вопросам жизни с фотопортретом каждого опрошенного. Да что там! Даже словосочетание «Белый дом» (областная администрация) впервые прозвучало у нас. Удивительно, но нашу газету стали выписывать не только в Томской области, но и в Новосибирской, и в Кузбассе.
Примус среди равных
– Виктор Захарович, если все так удачно складывалось, почему вы ушли из газеты? Я, конечно, лукавлю, потому что знаю внутренние причины. Но хотелось бы услышать вашу версию событий.
– Мой уход был предрешен осенью 1993 года, когда Ельцин разогнал городские советы народных депутатов. Он фактически предал тех, кто его поддерживал. На протяжении еще трех лет мне удавалось сохранять пост главного редактора, но с приходом в мэрию в 1996 году Александра Макарова мне стало понятно: надо уходить.
– Не было желания отомстить?
– Кому? Ельцину? Макарову?
– Нет, тем людям, которые по жизни наносили обиды?
– Я не коплю отрицательные эмоции в себе – это разрушительно. Стараюсь прощать.
– Зная вашу любовь к своему детищу, не буду мучить вопросами о том, с какими чувствами уходили из газеты. Расскажите лучше, чем сейчас заполнено ваше время.
– Выйдя на пенсию по возрасту, я еще 15 лет продолжал работать. Но в последнее время стало пошаливать здоровье, поэтому я пока отошел от участия в «Чеховских пятницах», работе в правлении Союза журналистов, занятиях краеведческого клуба при Пушкинской библиотеке. А вот совместным с факультетом журналистики ТГУ проектом культурно-просветительского журнала «Театральная площадь» продолжаю заниматься. Мы с доцентом Юрием Мясниковым подготовили два номера, сейчас работаем над третьим. Продолжаю собирать материал об Александре Постольской, студентке Томского индустриального института (ТПУ), совершившей подвиг в годы войны. Считаю, что прошлое ни в коем случае нельзя забывать.
Постскриптум
После Виктора Нилова «Томский вестник» возглавляли несколько главных редакторов. Эпоха каждого из них отмечена своими нововведениями и достижениями. Однако исторически так сложилось, что Нилов стал primus inter pares, то есть первым среди равных. Это факт, с которым не поспоришь.
Родился 16 ноября 1940 года в городе Кунцеве Московской области. Поскольку отец был военнослужащим (ушел в запас в звании полковника в 1965-м), семья часто переезжала: Ленинград, Воронеж, военные городки под Ташкентом, Мурманском. С 1958-го – в Томске.
Учился в Томском государственном университете: два года на историко-филологическом факультете (ИФФ), пять с половиной на радиофизическом (РФФ). Получив диплом радиофизика, работал инженером в НИИ ПП, ассистентом на РФФ, научным сотрудником в ТИРиЭТе (ТУСУР). Заочно окончил ИФФ и аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию по истории сибирских университетов.
Активно сотрудничал с редакцией многотиражной газеты ТГУ «За советскую науку». В 1986-м принят в Союз журналистов СССР. В том же году стал собкором по Томской области издания СО РАН «Наука в Сибири».
В 1990-м избран депутатом и членом Президиума Томского городского совета народных депутатов, добился учреждения газеты «Томский вестник» и возглавил ее. В 1996-м ушел из редакции. Работал на ГТРК «Томск» главным редактором общественно-политических и художественных программ, редактором в газете «Действие» областной федерации профсоюзов, в 2001-м вернулся в научную журналистику (собкор «Науки в Сибири»), создал в ТНЦ газету «Академический проспект». Затем по приглашению тогдашнего ректора ТПУ Юрия Похолкова перешел в Томский политехнический университет, готовил статьи в центральной прессе, написал большие очерки о политехниках – участниках войны, о конструкторах Камове и Никитине, вел занятия со студентами, вместе с Леонтием Усовым организовал оригинальный студенческий театр. 1 июля этого года уволился, ушел на заслуженный отдых. Ветеран труда федерального уровня. Победитель конкурса журналистского мастерства «Акулы пера?–?2010».
Супруга Галина Михайловна, сокурсница по РФФ, кандидат технических наук, сотрудница и одна из учредителей НПФ «Микран». В прошлом году они отметили золотую свадьбу. Дочь Ярослава окончила РФФ, работает в «Микране». Внучка Даша, украсившая обложку одного из первых номеров «ТВ», выпускница ИФ, кандидат исторических наук, преподает историю Японии, японский и английский языки.
Как-то зашел в мастерскую Леонтия Усова. Сидят хозяин с коллегой Борисом Перцевым грустные: Бориса не приняли в местное отделение Союза художников с мотивировкой «нет секции графики», Леонтию в очередной раз отказали в приеме без внятного объяснения причины. Я говорю: «Что переживаете? Создавайте свою организацию!». Им идея понравилась. Вскоре появилась Томская гильдия художников.
Блиц
- Любимое место в Томске: Университетская роща.
- Любимая книга: «Театральный роман» Михаила Булгакова.
- Не нравится в людях: предательство и когда сегодня говорят одно, а завтра – другое.
- Не нравится в себе: вспыльчивость.
- Хобби: в молодости – спорт (чемпион Томской области по бегу на 1,5 тыс. метров), театр (в 1954 году впервые вышел на сцену народного театра в Мурманске), краеведение и многое другое.
- Учителя: в исторической науке Мария Плотникова, в физике Александр Сапожников, в спорте Михаил и Алевтина Кирюшкины, в театральном творчестве легендарная Елена Одоевская, Аркадий Хлебников, Олег Афанасьев, Ольга Мальцева, в журналистике Галина Чалдышева, Римма Колесникова.
- Способ обрести душевное равновесие: уехать на дачу в Половинку, сесть на скамеечку на берегу Оби и вместе с любимым котом Лешей слушать дыхание природы.
Диссидентом я не был. Ну разве что в 1988-м вместе с Борисом Трениным и Николаем Кащеевым сделали самиздатом сборник о репрессированных в Томской области. Я дитя войны и воспитан в патриотическом духе. В КПСС не вступал, видел, что среди коммунистов много тех, кто пришел в партию ради карьеры. Публично выступал против безалаберности и несправедливости, за что имел неприятности.
Мой брат-близнец Геннадий умер в эвакуации из-за эпидемии. Второй брат, Евгений, родился в 1945-м. Сейчас он заслуженный артист России, профессор Новосибирской консерватории, первая виолончель Новосибирского симфонического оркестра им. Арнольда Каца.
В 1976-м в журнале «Москва» опубликовали мой очерк «Военная тайна Научной библиотеки». Я обнаружил, что во время войны в Томске хранились есенинские рукописи. Мой наставник в журналистике собкор «Литературной газеты» и «Огонька» Замира Ибрагимова удивлялась: «Меня в журнале «Москва» не печатают, а Нилова напечатали!»