Владелица томского «Бэби-клуба» Яна Апенышева о том, насколько в реальности выгоден бизнес по франшизе

бэбирум02

Летом 2011 года журнал Forbes опубликовал первый рейтинг самых выгодных франшиз России. Среди мебельных салонов, магазинов горящих путевок и фастфуда выделялся бренд «Бэби-клуба» – сети детских центров для «бережного развития интеллекта». Идеей собственного бизнеса, связанного с малышами, Яна Апенышева очень вдохновилась: ей как раз нужно было с головой окунуться во что-то новое, позитивное и всепоглощающее – недавно погиб отец, хотелось заглушить боль… И как раз от отца ей досталось наследство, так что нужная сумма для покупки франшизы была. Владельцы бренда обещали: вложения в размере 1,5 млн рублей окупятся за 2,5 года.

– Еще бы кто-нибудь предупредил, что будет НАСТОЛЬКО тяжело, – говорит Яна. – Есть и претензии к управляющей компании в Москве: франшизы совсем не учитывают особенностей удаленных регионов.

Впрочем, этот двухлетний опыт она все равно считает бесценным: с ними случилось все, что могло случиться с малым бизнесом, вплоть до визитов в прокуратуру. Так что теперь не страшно начинать любой проект.

Звезды сошлись

– Произошло все спонтанно. У меня не было ни опыта бизнеса, ни опыта материнства, просто случайно увидела статью в Forbes и подумала: вот оно, то веселое, доброе, несущее радость другим дело, которое поможет заглушить боль от потери отца, – рассказывает Яна Апенышева. – Полгода вынашивала эту мысль. Советовалась с мамой. В итоге решила: если не попробую, буду жалеть всю жизнь.

Дальше все было стремительно: общение по скайпу с управляющей компанией, визит в Москву на знакомство с партнерами (декабрь 2011-го), подписание договора (февраль 2012-го) и – та-дам! – открытие «Бэби-клуба» в Томске 21 апреля 2012 года.

– С момента подписания договора дается три месяца на то, чтобы найти помещение, сделать ремонт, нанять сотрудников и обучить их в Москве, – говорит Яна. – Помещение мы нашли практически сразу. Вообще-то я хотела открыть клуб в Зеленых Горках – микрорайон как раз активно застраивался. Обратилась за помощью в агентство недвижимости, и в соответствии с моими пожеланиями – спальный район, отдельный вход, светлое помещение примерно 70 кв. м – мне накидали несколько вариантов. Так получилось, что первым в списке оказалось это помещение на ул. Говорова. Зашла – тут тепло, светло, хорошо! Другие даже смотреть не поехала.

Правда, собственники долго не соглашались на таких арендаторов: считали, что дети и находящийся в соседнем крыле банк несовместимы.

– То ли личное обаяние помогло, то ли звезды так сошлись, но в конце концов нас сюда пустили, – мило улыбается Яна. – Условия были хорошие: аренда на тот момент составляла 26 тыс., на время ремонта (три месяца) нам дали «каникулы» – освободили от платы.

Знания стоят денег

Владельцы франшизы утверждали, что открытие «Бэби-клуба» обойдется примерно в 1,5 млн рублей. Из них 600 тыс. требовалось на оплату паушального взноса (вступления во франчайзинговую сеть). Взамен франчайзи получали, во-первых, готовую планировку помещения (для Москвы было принципиально, чтобы все «Бэби-клубы» были похожи друг на друга, поэтому дизайном занималась лично Евгения Белонощенко – основатель компании). Во-вторых, и это главное, возможность пользоваться авторской методикой.

– За 12 лет компанией был накоплен огромный опыт работы с детьми. После заключения договора нам прислали огромные талмуды, где были конспекты ежедневных занятий на пять (!) лет вперед, включая сценарии сезонных праздников, – объясняет Яна Апенышева. – В основе методики лежит философия бережного развития интеллекта, описанная в «библии» «Бэби-клуба» – книге Масару Ибуки «После трех уже поздно». Я убедилась в ее эффективности, когда один из малышей, начавший заниматься у нас в 8 месяцев, в 2,5 года при мне прочел стихотворение на английском языке…

Сотрудники, которых набрала Яна, прошли недельные курсы по обучению этой методике в Москве и затем – несколько вебинаров. Кстати, подбор персонала тоже был жестко регламентирован управляющей компанией. Требовали профильное педагогическое образование, отсутствие дефектов речи; на собеседовании надо было спеть песенку и рассказать стих, пройти психологическое тестирование. Кандидаты, которые понравились Апенышевой, утверждались Москвой после личного общения по скайпу.

– Ни в одном педагоге я не ошиблась: никого не забраковали, – гордится Яна. – Мне вообще очень повезло с коллективом! Многие партнеры из других городов жалуются на текучку кадров, у нас же с самого начала сложилась классная команда, хотя, казалось бы, эти люди пришли случайно – по объявлению на каком-то томском сайте вакансий. Без девочек у меня ничего бы не получилось: первый год им пришлось работать за очень небольшую зарплату, только минувшей осенью мы смогли приблизить ее к средней по Томску.

Опыт – сын ошибок

Лимит в 1,5 млн был исчерпан быстро: похоже, при разработке франшизы москвичи просто не учли особенностей удаленных регионов. Скажем, обучение методике преподавания в Москве было как бы бесплатное, поскольку оно входит в паушальный взнос. Однако пришлось здорово потратиться, чтобы оплатить дорогу и проживание в столице трех сотрудников, включая хозяйку томского «Бэби-клуба».

– На наполнение клуба мебелью, игрушками, пособиями предполагалось в соответствии с расчетами франчайзера затратить всего 450 тыс., но вышло существенно дороже, – рассказывает Яна Апенышева. – Например, для единообразия клубов управляющая компания дает жесткий перечень поставщиков мебели, но в Томске их представительств нет. Самым близким и демократичным из предложенных вариантов оказалась «Икея» в Новосибирске, там мы оставили примерно 200 тыс. Учебные материалы и игрушки стоили нам около 400 тыс.: мало того, что они дорогие сами по себе (те же пособия для методики Монтессори делаются вручную), так еще и пришлось оплачивать доставку из Москвы.

Еще около 200 тыс. «съел» ремонт помещения. Повезло хотя бы с тем, что его сделали по знакомству и чуть ниже рыночной цены…

– Зато много средств ушло на стройматериалы, но это моя ошибка – лопухнулись с красками, ведь все первый раз, ничего не знаешь, тыкаешься как слепой котенок, – продолжает Яна и добавляет с улыбкой: – Мы вообще наделали кучу ошибок по неопытности. Например, несмотря на то что я везде фигурирую как ИП, Интернет мы оплачивали как юридическое лицо – 1,5 тыс. (!) в месяц, притом что площадь у нас, как в небольшой «двушке», и компьютер всего один. После долгих переговоров удалось убедить провайдера перевести нас на тариф для частных лиц, теперь платим 400 рублей и не нарадуемся.

Зря потраченными Яна считает и вложения в рекламу – всего около 100 тыс. на старте. Так, рассылка флаеров по почтовым ящикам на Каштаке принесла ноль отдачи, хотя стоила 50 тыс.

– Первые клиенты узнали о нас случайно: жили по соседству, увидели вывеску, заинтересовались, решили попробовать, – рассказывает Апенышева. – Со временем пришли к тому, что лучший способ рекламы для нашего бизнеса – «ДубльГИС», хотя и в нем необходимость отпала: отлично работает сарафанное радио и Интернет. Теперь плачу только за рекламу в поликлиниках.

Стальные нервы

Если в начале в «Бэби-клубе» постоянно занимались примерно 30 ребятишек, то теперь – 150, треть из них – с момента основания клуба.

– Значит, и правда хорошо работаем! – гордится Яна Апенышева.

Тем не менее постоянно приходится жить в напряжении: оплатят абонемент, не оплатят? Дети ведь болеют, а закрыть свободное место даже при наличии виртуальной очереди не так-то быстро… Эта непредсказуемость «детского» бизнеса мешает строить долгосрочные планы.

– Да и бизнесом это пока сложно назвать, – признает Яна. – Более того, если бы у меня не было основной работы (в авиакомпании «Трансаэро»), поднять клуб было бы очень тяжело: первое время мне постоянно приходилось оплачивать что-то из личных денег. Потом вообще взяла кредит: мы начали работать не в самый удачный период май – июль, все разъезжаются, и на занятия приходили по одному-три ребенка, хотя должно было восемь. При этом никто не отменял оплату аренды, расходных материалов для занятий, связи, «коммуналки», услуг охраны, роялти (19 тыс. ежемесячно, хотя на лето нам делали скидку), выплату зарплаты… Но зато теперь опытные стали – к этому лету подготовились! Придумываем разные акции для родителей: лучше сделать скидку и поменьше заработать, но получить гарантированного клиента. Еще перейдем на сокращенную рабочую неделю: лучше отработать не семь дней, а четыре, но с группами по восемь детишек, а не по два-три. Подсказал бы кто сделать так в прошлом году, не было бы так тяжело…

Позже добавились проблемы с арендодателями: в один «прекрасный» момент собственник помещения поменялся, пришли молодые дерзкие ребята и каждый месяц стали повышать ставку. Сейчас она дошла до 40 тыс., но деваться владелице клуба некуда: переезжать еще дороже… Так что на аренду теперь приходится около 20% выручки.

 Надежда умирает последней

Естественно, обещанного через 2,5 года возврата инвестиций не произошло: предприятию два года, и минувшей осенью оно едва-едва вышло в плюс. И то половина этого плюса уходит на оплату кредита. Остается тысяч 10–12 дохода.

– Так что до сих пор не могу оставить работу в авиакомпании, – говорит Яна.

Как ни удивительно, но ее голос при этом не звучит обреченно, хотя кажется, что эта история бесконечного сопротивления может сломить кого угодно…

– Просто я изначально не гналась за большим доходом, – объясняет девушка. – Мне нужны были позитивные эмоции, и я их получила: это невозможно не любить, детки всегда такие радостные, такие искренние! С другой стороны, открывая «Бэби-клуб», я в первую очередь рассчитывала получить опыт ведения своего бизнеса. Все, через что я прошла за это время, дорогого стоит. Чего только не было! Вплоть до визита сотрудников прокуратуры, которые усмотрели у нас отсутствие обязательных для детских учреждений пандусов. Слава богу, арендодатель их установил – хотя бы эти затраты не за наш счет, но сколько времени я потратила на переписку, на очные беседы! Или, например, я не ожидала, что настолько дорого работать в белую…

Но Яна непрошибаемо оптимистична, говорит, что все это приведет к тому, что к старости она станет прожженной бизнес-леди:

– Смогу браться за любые проекты. Мечтаю вот открыть свой ресторанчик…

бэбирум01

бэбирум03

 «Многие расчеты по франшизе не оправдались: открыть клуб оказалось дороже, чем предполагалось, возврат инвестиций в обещанные 2,5 года не предвидится, – говорит хозяйка томского «Бэби-клуба» Яна Апенышева. – Тем не менее во франшизе я не разочаровалась: ощущение того, что у тебя есть такая мощная поддержка, вдохновляет! Мы можем в любой момент туда обратиться, ежемесячно для сотрудников проходят вебинары, где они могут почерпнуть что-то новое. Это особенно важно, когда ты делаешь первые шаги в самостоятельном бизнесе»  

Одна мысль про “Владелица томского «Бэби-клуба» Яна Апенышева о том, насколько в реальности выгоден бизнес по франшизе”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 1 =