Владимир Фурсин: о находчивости и мошенничестве

Владимир Фурсин, юрист, правозащитник:

На прошлой неделе все федеральные СМИ сообщили о беспрецедентном иске клиента к банку. Воронежец Дмитрий Агарков хочет взыскать с банка «Тинькофф кредитные системы» компенсацию в размере 24 млн рублей. Несколько лет назад он оформил в «ТКС» кредитную карту, изменив в заявлении важные условия банка, которые, как это часто бывает, были напечатаны мелким, почти нечитабельным шрифтом. Один из переписанных клиентом пунктов предполагает компенсацию за изменение условий и тарифов в одностороннем порядке – по 3 млн рублей за каждое. Банк этот договор подписал.

Недавно банк подал иск в суд на клиента с целью взыскать долг и проценты по кредиту. Суд взыскал только недоимку, то есть часть суммы, которую клиент реально не вернул. Но главное – договор был признан законным, заключенным на условиях клиента. Поэтому клиент и обратился в суд с требованиями к банку: сейчас Агарков считает, что «ТКС» нарушил сразу восемь пунктов договора, поэтому он вправе требовать 24 млн рублей. Эксперты оценивают шансы на удовлетворение иска как очень высокие, однако глава банка Олег Тиньков заявил, что будет добиваться для Агаркова тюремного заключения за мошенничество.

Главный вывод из этой истории прост: перед тем как подписывать какой-либо договор, нужно его прочитать. Клиент не обманывал банк: он предложил заключить договор и даже предоставил им текст, но они его не изучили. Я не усматриваю в его действиях никаких признаков мошенничества. Разве что ему стоило предупредить банк, что это именно его редакция договора.

Впрочем, дальше слово за следственными органами. Ведь Агарков не только предложил заключить договор, но еще и создал сайт, похожий и внешне, и по адресу на сайт банка (в договоре было указано, что подробные условия можно прочитать на сайте).

Эта история произошла не из-за того, что людям заняться нечем. В России во многих сферах царит беспредел, и граждане защищают свои права, кто как может, потому что работа чиновников часто бывает неэффективна. Думаю, банки теперь будут более внимательно читать документы, которые им приносят. Но их отношение к клиентам не изменится.

Когда верстался номер, стало известно, что конфликт между банком и Д. Агарковым «Завершен по-джентльменски, путем снятия взаимных претензий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − два =