Проезжая по коммунальному мосту, томичи ненароком вспоминают масштабный ремонт, кипевший здесь месяц назад. Автомобили легко проходят обновленный объект по идеальному асфальтовому покрытию. Да и выглядит мост как новенький – с разноцветными флагами по периметру.
Директор Томской строительной компании Владимир Оккель решил показать томичам всю кухню дорожных работ. Одну из ключевых ролей в них, по словам руководителя с 40-летним стажем, играет климатический фактор. С первыми каплями дождя все дорожные работы останавливаются, как и отгрузка асфальтобетона. Для специалистов ТСК это железное правило.
Ночные заботы
В этом году ТСК работала на условиях субподряда у «Спецавтохозяйства». К ремонту дорожного полотна специалисты предприятия приступили в мае, как только позволила погода.
– Наша компания работала на нескольких объектах: мы вели улицу Мостовую, подходы к коммунальному мосту и сам мост, а также отрезок проспекта Комсомольского от улицы Сибирской до проспекта Фрунзе. Общая площадь – 130 тысяч квадратных метров, – рассказывает Владимир Оккель.
Под занавес сезона ТСК получила еще один подряд – ремонт улицы Дзержинского на отрезках от Усова до Кирова, и от Карташова до Нечевского. Сейчас уже почти все готово – дорожники завершают обработку колодцев.
В активный сезон ремонта предприятие Владимира Оккеля работало по ночам. Это вынужденная мера, потому что в дневное время дорожные работы создают большие неудобства для автомобилистов и общественного транспорта.
– Днем нет никакого смысла работать из-за интенсивности движения. Как-то в пятницу попробовали выйти пораньше на Комсомольский проспект, такую пробку создали – мама не горюй, – объясняет ночной график директор ТСК (по этой же причине корреспондент «ТН» встретился с Владимиром Германовичем ближе к полуночи. – Прим. ред.).
Все работы компания выполняла собственными силами. В ее штате четыре десятка рабочих-универсалов. В коллективе своя бригада по фрезерованию, укладке асфальта. В этом году Владимир Оккель взял на практику по десять студентов Томского автодорожного техникума и ТГАСУ. Руководитель предприятия прекрасно отдает себе отчет в том, что только реальное производство может сделать из молодежи настоящих инженеров, поэтому ежегодно обучает по 15–17 человек.
Один из практикантов, студент четвертого курса автодорожного техникума Павел Сомов, за три месяца успел поработать и на фрезе, и на укладчике. Попробовал он свои силы и на компрессоре. Старательный парень по итогам сезона получил вполне приличную сумму. А вот разгильдяям на вознаграждение рассчитывать не пришлось. С дисциплиной – трудовой и технологической – здесь ой как строго.
Швы должны быть идеальными
Владимир Оккель раскрывает премудрости дорожного ремонта на примере коммунального моста. Протяженность этого транспортного сооружения – 10 тыс. кв. м, ширина – 16 м без учета тротуаров. Подходы к коммунальному мосту – еще 48 тыс. «квадратов». Последний раз дорожно-ремонтные работы здесь проводились девять лет назад. Весной текущего года при обследовании этого объекта эксперты обнаружили большой износ верхнего слоя асфальта, поэтому и было принято решение о его незамедлительном ремонте.
– Здесь можно было сделать четыре полосы по четыре метра, но тогда было бы три шва, – поясняет Владимир Германович. – Мы пошли серединой, потому что разрушение асфальтобетона в первую очередь происходит на стыках. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы их было как можно меньше.
В смену дорожники сдавали по 1,5 км. Все швы они тщательно обрабатывали, чтобы не было никаких нахлестов и бугров.
Учет и контроль
Справка «ТН»
Томская строительная компания появилась в 2011 году. Сегодня она работает в Томске, а также Кожевниковском и Томском районах. На счету ТСК отремонтированные дороги в Парабели и Каргаске, в Стрежевом – дамба, защищающая город от наводнения. Владимир Оккель планирует участвовать и в аукционах на расчистку улично-дорожной сети Томска в зимнее время года.
Второй год подряд за работой дорожников внимательно наблюдали общественники и эксперты. Поручение, данное главой региона Сергеем Жвачкиным, в Томской области стараются выполнять все подрядчики. Каждую смену работу ремонтников ТСК проверяли контролеры. Они всегда приезжали в начале производственного процесса, фотографировали его, проверяли температуру асфальта.
– При таком контроле может ли у нас со временем стать одной бедой меньше? – задаю вопрос Владимиру Оккелю.
– А у нас этой беды нет, если вы имеете в виду дороги. Есть сплошной недоремонт: у каждого километра свой срок службы асфальтобетонного покрытия. В наших сибирских условиях он составляет около шести лет. Я, например, даю гарантию на четыре года, – заявляет директор ТСК.
Высокого качества Томская дорожная компания достигает благодаря современной технике. В марте ТСК приобрела новую дорожную фрезу немецкого производства. Она обошлась предприятию в 18 млн рублей. Владимир Оккель пошел на эти траты, потому что не забыл опыт прошлого года: в самый разгар ремонта пр. Фрунзе сломалась фреза фирмы Wirtgen. Пришлось целый месяц ждать запчасти из Германии.
Понятное дело, что новая техника должна работать только с материалами нового поколения. В ремонте томских дорог первой категории Владимир Оккель применяет лучший асфальтобетон, принципиально работая только с качественным производителем. Заказы для ТСК изготавливают специалисты Томского завода дорожно-строительных материалов во главе с Сергеем Карпенко. Помимо этого Оккель заключил договор со строительной лабораторией, которая определяет качество асфальтобетона.
Решение об укладке в верхних слоях дорожной одежды только щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси было принято два года назад. Для всех подрядчиков, работающих в областном центре, оно является безоговорочным.
Во время ремонта коммунального моста директор ТСК постоянно присутствовал на объекте. По мнению Владимира Оккеля, главная задача для его компании – не только уложить качественный асфальтобетон, но и не перегрузить сооружение.
* * *
Когда я стояла на середине моста, казалось, слышала его дыхание. Понятно, что вибрацию создавали и проезжающие мимо машины, и работающая техника дорожников. Но было ощущение, что он сам, как будто после сложнейшей операции, приходил в себя, обретал прежнюю форму и значимость. А помогли ему в этом мастера дорожного искусства.