Владимир Резников: Я реалист

Резников

«Горсети» – важнейшее предприятие городского хозяйства. Как ни крути, но если компания, поставляющая энергию в наши розетки, встанет хотя бы на полдня, то от серьезных последствий город не спасут никакие «ино-нано» и другие чудеса научного Томска.

Генеральный директор ООО «Горсети» Владимир Резников человек чрезвычайно рассудительный и профессиональный. А в чем профессионализм руководителя? Не в том ли, среди прочего, чтобы уметь заранее прогнозировать развитие событий, предвидеть ситуа­цию, надеяться на лучшее, рассчитывать на худшее, но всегда выбирать оптимальную траекторию для дела.

Компанию нередко называют идеальной. Возможно, это не так, трудности у всех есть, но понять, что в «Горсетях» все в полном порядке, можно, включив легким движением руки в доме свет.

Не быть собакой на сене

– Очень многие горожане и гости Томска отмечают праздничный, роскошный блеск городской иллюминации на новогодние праздники. Это ваше лучшее творение или на будущий год еще чем-нибудь удивите?

– За красотой новогодней иллюминации стоит большой труд инженеров, электромонтеров, водителей. Конечно, у нашей компании не такие возможности, как, например, у коллег-москвичей. По распоряжению мэра столицы иллюминация в Москве работает круглый год. Нам такой режим не по карману. Но наш коллектив очень хотел поддержать томского градоначальника и всех горожан, устроив достойное оформление праздника на все новогодние каникулы. Хотя надо признать, что желание осветить город яркими огнями гирлянд не сразу нашло поддержку в мэрии, до нас ведь никто такого масштабного украшения улиц не предпринимал. Но идеи «Горсетей» в итоге городским властям понравились. К тому же из бюджета областного центра не потрачено ни копейки! Львиная доля работы проведена компанией бескорыстно. Да и электроэнергии на праздничное оформление города за весь период потрачено немного – на 2 млн рублей. Главное, что в результате мы получили восторженные оценки и благодарность десятков тысяч томичей.

Хотя все же стоит заметить, что «Горсети» столкнулись с проб­лемой организации работ, когда пришлось из-за условий конкурса готовить проект иллюминации за два месяца в страшной спешке. Вызывает опасение, что история может повториться с празднованием 70-летия Дня Победы. Осталось совсем немного времени, можем не успеть приобрести оборудование.

– В нынешней экономической ситуации многие компании, забыв о стратегии, используют тактику выживания. А каковы действия «Горсетей»?

– В энергетике без стратегии нельзя. Я помню, когда на границах раздела сетей и потребителей мы начинали ставить счетчики, то только ленивый не критиковал. Теперь это обычная практика – платить каждому столько, сколько потребил. Все прозрачно, понятно и разумно. Потому что пришло другое время – экономика должна быть экономической, а не политической и ни в коем случае не идеологической.

Сейчас жить мешают другие нормативные недоработки, по сути, неясные правила игры, которые не позволяют оптимально регулировать схему использования мощностей. Если предприя­тие заказывает при подключении 200 кВт, но из них тратит 80, то трогать остаток нельзя. Получается, что эти киловатты зарезервированы, возможно, в запас. Но соседним потребителям этот избыток подключить мы не можем. Помните про собаку на сене, а в итоге надо строить новые мощности по электроснабжению, проводить огромное количество согласований, раздувать бюрократию, нести затраты. Но самое нелепое, что на бумаге большие подстанции в разы перегружены, а по факту работают на 15–20%. Разве это по-хозяйски? Вероятно, все может решить закон – сколько заказал, за столько и плати. Это быстро отобьет охоту «рачительным» хозяевам, но все знают, как долог у нас путь от проблемы до решения.

Поэтому мы вынуждены вырабатывать свою стратегию, если угодно – разумной экономической оптимизации. Отсюда и тактика: например, очевидно, что голый провод надо менять на самонесущий изолированный, так как он невыгоден из-за высоких потерь, неустойчив в период разгула стихии. Традиционные опоры менять на современные, более устойчивые, не требующие покраски. Необходимо минимизировать площадь, которую занимают трансформаторные подстанции, ведь земля очень дорогая, а за счет чего минимизировать? За счет нового эффективного оборудования. Вкладывая средства в развитие, выигрываем в целом. В рамках инвестиционной программы, которую компания защитила в конце 2014 года, за пять лет в развитие городских электрических сетей будет инвестировано 680 млн рублей.

Воздуха не хватает

– Генеральный план города фактически исчерпан. Не влияет ли эта ситуация на развитие вашего предприятия и раскрытие его потенциала?

– Конечно, когда речь идет о плановых территориях, а город устремляется на восток большими микрорайонами – Зеленые Горки, Солнечная Долина – или как уже сегодня на юг, то «Горсетям» есть где развернуться, потому что все спроектировано от потребностей и возможного развития. Там гораздо эффективней можно применять большинство технологий создания объектов энергоснабжения. Хуже, когда мы пытаемся в Томске втиснуться в узкое пространство точечной застройки. Вот свежий пример: недавно на ул. Елизаровых столк­нулись с проблемой подключения к сетям двух новых 17-этажек. Жители близлежащих домов свои детские и спортивные площадки не отдадут даже под самый красивый модуль подстанции. Да и заказчики тоже не очень-то горят желанием поделиться своей землей. Что предпринимать? Здесь возможны только нестандартные технические решения. Можно использовать встроенное, более дорогое оборудование и так называемые сухие трансформаторы. Но экономика объекта все равно остается затратной. Вполне возможно, что это еще один довод против уплотнения жилья и строительства объектов в центре и аргумент за расширение разных видов общественных пространств. Городу давно не хватает воздуха, пора со всех сторон расширять границы генплана Томска и динамично прирастать новыми территориями.

– И все же сегодня вам достаточно условий и мощностей для присоединения новых абонентов?

– Дефицита мощностей сегодня в городе нет. При желании клиентов подключиться к сетям энергоснабжения мы никому не отказываем. Для этого «Горсети» проделали огромную работу. Только за прошлый год мы построили и ввели в эксплуатацию четыре современнейших распределительных пункта – на Степановке, в микрорайоне Зеленые Горки, на улице Высоцкого и на Московском тракте. Они напичканы сложным оборудованием с высоким уровнем автоматики и диспетчеризации. Кроме того, томичам известно, что несколько лет назад компания взяла на себя ответственность за обслуживание, развитие тяговых подстанций и контактных сетей электротранспорта. Для нас это была абсолютно новая практика, поскольку до этого с постоянным током наши специа­листы дел не имели. Проведена полная модернизация, в конце года после капитального ремонта введена 13-я тяговая подстанция с отличным оборудованием. Такого оборудования, причем высококлассного отечественного, сделанного в Самаре и Санкт-Петербурге, у многих российских городов-миллионников нет. Работает система в автоматическом режиме, управляется посредством телемеханики. Все это делалось нами с надеждой, что троллейбусная сеть перспективно дойдет до Зеленых Горок, будет развиваться дальше и значительно улучшит транспортную доступность для горожан.

Действительно много проблем у нас с ремонтом и ликвидацией пресловутых «воздушек», воздушных линий электропередачи. За прошлый год мы обновили более 130 километров сетей с заменой голого провода на самонесущий изолированный. Фактически это 10% от имеющихся объемов. Усилия не пропали даром, в прошедшем году и в начале нынешнего серьезных аварий не зафиксировано. Почти две недели люди в январе отдыхали – телевизоры, электроплиты, пылесосы, компьютеры… Час пик для энергетиков длился целыми сутками, и никаких серьезных происшествий. У нас на обслуживании около полутора тысяч трансформаторных подстанций, и сбоев не было.

За последние годы уменьшились технические и «рукотворные» потери на линиях электропередачи. Если раньше они достигали 12%, то теперь только 8%, а это миллионы рублей, которые можно вложить в развитие. Не скрою, воровство энергии как социальное явление никуда не делось. «Рукодельники» всегда были, а со временем становятся все более технически и академически подкованными. От примитивных оправданий – «пломба на счетчике отчего-то слетела» или «не знал, что надо было счетчик ставить», добрались до инновационных изобретений. Магниты, останавливающие счетчик, мы почти прошли, но в Интернете появляются новые изобретения на любой вкус и кошелек.

Безответственные «археологи»

– А какие еще, на ваш взгляд, Владимир Тихонович, есть факторы, приносящие потери?

– Сбои в энергоснабжении прибыли, естественно, не приносят. Поэтому по каждому случаю отключения жесткий мониторинг. Если авария происходит по объективной причине, допустим климатической – ветер, ливень, молния, то создается комиссия из специалистов, которые проводят подробный анализ и принимают решение о необходимости реконструкции сетей и защите от подобных явлений. Кстати, жители Каштака раньше жаловались на замыкания проводов при ветре, из-за чего то и дело обесточивался район. В прошедшем году обращений по таким ЧП почти не было. Хуже, когда причиной сбоев становится пресловутый человеческий фактор – в нашем случае вандализм – и когда отчаянные головы, возможно ради наживы, лезут в трансформаторные подстанции. Каждая из полутора тысяч трансформаторных подстанций, находящихся в ведении компании «Горсети», защищена от проникновения посторонних лиц. Но в середине прошлого лета молодой человек сумел-таки попасть внутрь, в результате погиб. Серьезный ущерб городскому хозяйству наносят автомобилисты. Не поверите, но каждый день сшибают осветительные опоры. Взять хотя бы Богашевский тракт, там транспорт врезается в столбы как будто прицельно. И водители при этом умудряются скрыться с места происшествия. Правда, в 99% случаев мы их находим. Получают они квитанции с суммой ущерба и начинают плакать.

Другая головная боль – самостоятельные раскопки. «Сынок, я погреб хотела вырыть, наняла экскаватор, он копнул и…» В итоге порваны высоковольтные кабели и весь район обесточен. Комиссия насчитает, сколько по закону это стоит, и где бабульке найти 500 тысяч, чтобы возместить ущерб? Случается, в виде исключения идем на уступки, когда очевидно, что с человека взять нечего. Но, как правило, обращаемся в суд, настойчиво взыскиваем убытки, когда речь идет о юридических лицах, безответственно ведущих в городе раскопки земли в своих интересах. Причем замечено, чем богаче фирма-виновник, тем активней не желает компенсировать нанесенный городскому хозяйству ущерб. Но суд у нас справедливый, и никто не уходит от ответственности.

– Владимир Тихонович, вы известный политик, руководитель, в городской Думе возглавляете комитет городского хозяйства. Какие проблемы сегодня особенно актуальны и что предпринимается для их решения?

– Городское хозяйство – это очень сложный системный механизм, работающий скоординированно, но слабые места, конечно же, есть. Прежде всего мы напрочь забросили ливневую канализацию. Вспоминаем о ней, когда она не срабатывает: на улицах штормит, а подвалы заливает. Ушла вода – все, тишина и никто больше ливневкой серьезно не занимается.

Далее: нельзя не следить за дамбами, оползневыми процессами. Лет 10 назад пристально смотрели за штольней в Лагерном саду, проводили противооползневые мероприятия. В последние годы этими вопросами заниматься перестали. Но эти проблемы не секундные. Беда может случиться в любой момент.

Глобальная для Томска проблема – транспортная схема. Вполне допускаю, что в 1990-е годы была совершена стратегическая ошибка с установлением преимущества частных перевозчиков. Они завое­вали рынок, и городским властям приходится все время идти у них на поводу. Возьмите, например, бесконечные бодания за повышение тарифа на проезд в маршрутных автобусах. Теперь новая проб­лема – частным перевозчикам катастрофически не хватает водителей. Пусть власть их нам подготовит! А может, правильнее, если вам нужны кадры, так и готовьте их себе сами, за свои средства.

Томску нужен муниципальный транспорт! Тем более сейчас, в трудное время. Он, конечно, затратен для казны. Но город содержит ТТУ не для того, чтобы извлекать прибыль. Во всем мире муниципальный транспорт убыточен. Троллейбусный парк надо не держать в черном теле, а развивать. Движение необходимо делать кольцевым, охватывать новые восточные микрорайоны. Назад отступать легко. Когда-то, возможно не намеренно, было продано общежитие ТТУ, почти загублен подвижной состав. Сейчас при невысокой зарплате водителей, чтобы привлечь их, нужны свое жилье, достойный социальный пакет. Но если думать о будущем, то почему не пустить троллейбус до Зеленых Горок? Там работы с монтажом сети было чуть-чуть и средств требовалось всего-то около 20 млн рублей. Причина озвучена: троллейбусов нет, людей нет. Мы же предлагали свой проект, не прибыли ради, а чтобы для жителей была создана комфортная транспортная схема.

А головой надо думать чаще…

– Еще одна серьезная проблема городского хозяйства – похоронный бизнес. Он стремительно развивается. Рынок поделен частными фирмами на зоны влияния, а вот власти по обыкновению забыли про свое ритуальное муниципальное предприятие. Или надо его отпустить в свободное плавание или предусмотреть формы его поддержки. Для малых предприятий эффективней формы, чем частная собственность, нет. Да и для средних. Но зачем допускать этот МУП до банкротства? А в целом цивилизованного рынка и достойного отношения к людям, уходящим в последний путь, нет.

Одна из острейших проблем города – степановский переезд. Ситуация усугубляется с ростом населения и с вводом новых домов. Это тысячи томичей, если не десятки тысяч. Вопрос с переездом будет решен, надеюсь, еще при моей жизни. Мы все время его откладываем, но решать-то все равно придется. Несколько лет назад эту проблему можно было снять раз и навсегда, но сначала, когда проектировали ТВЗ, забыли про переезд, затем допустили ошибку при проектировании улицы Шевченко. Пожалели 100 млн – головой не подумали… За большим упустили малое. Сейчас на степановском переезде будут проводиться работы, аналогичные расширению мокрушинского переезда. Думаю, что за два года справимся. Степановка будет лучшим районом Томска. Вот сейчас доведем до ума поликлинику, откроем спортзал. Школа уже реконструирована, и в ней обучаются 650 детей.

Введение ОДН на воду тоже злободневная тема. Здесь техническая и идеологическая задача: как одновременно снять все показания на всех счетчиках города, как заставить горожан поставить счетчики и навести порядок в домах? Пока примерно в трети квартир нет приборов учета. Этим надо заниматься, от решения проблемы никуда не уйти.

– Почему в последнее время горожане чаще ругают муниципальные предприятия и позитивно оценивают деятельность частных компаний?

– Здесь есть момент какой-то рыночной инфантильности со стороны муниципальных предприятий «Спецавтохозяйства» и Трамвайно-троллейбусного управления. Кто дал «Горсетям» хотя бы копеечку на развитие? Или «Водоканалу» с ТГК-11? Понятно, что по закону этого делать нельзя, а если по совести? Мы достигли всего своими усилиями и трудом, не выпрашивая поддержки. А «САХ» все надо и надо. Дал губернатор 200 млн рублей, накупили техники. Первая же серьезная проверка обнажила не асфальт на дорогах (критерий хорошей уборки улиц), а неумение работать.

На мой взгляд, эти предприятия надо не держать в муниципальной собственности, а акционировать. Оставить контрольный пакет в 51% и не бояться, что снег не уберут. Частники найдутся и сделают все как надо: снег вывезут и мусор. Яркий пример – в Тимирязеве, где работала частная компания, почищенные улицы, а Томск замело. Не хочу сказать, что руководитель «САХ» плохой или хороший. Время требует других организационных подходов.

Азарт как инструмент хозяйственника

– В коллективе «Горсетей» примерно 70% работников с высшим образованием. Есть ли у вас кадровые проблемы?

– Каждый день я подписываю разные документы, но приказы на увольнение крайне редки. Не могу сказать, что у нас высокая зарплата. У тысячи человек, работающих в ООО «Горсети», средняя зарплата около 40 тыс. рублей. Выплачивается как часы, два раза в месяц. Налоги и зарплата для нас – святое дело. Социальные выплаты небольшие, но стабильные. Мы даем каждому работнику на питание ежедневно 100 руб­лей. В выходной день – двойное питание. Оплачиваем учебу, аренду жилья, проценты по ипотечным кредитам. В последнее время на первое место по затратам выходит медицинское обслуживание сотрудников. Помогаем оплачивать высокотехнологичные операции. Так что очередь на работу к нам вполне объяснима.

Средний возраст работников менее 40 лет, но уже подросла генерация грамотных, уверенных профессионалов-управленцев и инженеров. Кадры приходят к нам из ТУСУРа, ТГУ, но в основном из политехнического университета. Молодые специалисты теоретически подкованы, и если работают не покладая рук, то, несмотря на очень непростую работу, становятся хорошими профессионалами-практиками.

– Вы азартный человек?

– Конечно. Смысл моего азарта сейчас в том, чтобы дело, которому я посвящаю все свое время, развивалось. А это дело – и компания, и комитет городского хозяйства в Думе, и качество жизни избирателей моего округа. Чем большему количеству людей я, как энергетик, как депутат Думы города Томска, помогу, тем лучше. Политикой пусть занимается Госдума, а здесь, на земле, нужно решать конкретные проблемы горожан – тепло, дрова, вода, ремонт, транспортная доступность…

Я реалист. Руковожу крепким предприятием и делаю для создания комфортной жизни земляков все, что в моих силах.

Справка «ТН»

Владимир Резников родился 13 сентября 1946 года в д. Романчуково Томской области.

Образование высшее. Кандидат экономических наук.

С 1969 по 1986 год – мастер, прораб, начальник участка, начальник Томского монтажного управления треста «Сибэлектромонтаж». С 1986 по 1996 год – начальник управления СМНУ ПО «Запсибспецавтоматика». В 1997 году возглавил «Горэлектросети» (с 2007 года – «Горсети»).

Почетный электромонтажник, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», многочисленными региональными наградами. Заслуженный строитель РФ.

С 2001 по 2007 год – депутат Государственной думы Томской области.

С 2007 года – депутат Думы города Томска. С 2010 года – председатель комитета городского хозяйства Думы г.?Томска.

Член попечительского совета и сопредседатель Томского регионального отделения Российского детского фонда. С 2011 по 2013 год – председатель правления Томского регионального отделения Союза пенсионеров России.

Меценат. В 2014 году награжден нагрудным знаком Томской области «Милосердие и благотворительность».

С 2012 года возглавляет городскую партийную организацию ВПП «Единая Россия».

Почетный гражданин города Томска.

Возможности ООО «Горсети» сегодня – это более 2 тыс. км линий электропередачи, 31 распределительный пункт, 1?194 трансформаторные подстанции; более 200 км контактных сетей, 13 тяговых подстанций, 23,5 тыс. светильников.

Ежегодный объем передачи электроэнергии 1,67 млрд кВт·ч для 206 тыс. потребителей Томска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 10 =